• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика впечатлений на практике: встречи, коллаборации, проекты

В этом учебном году состоялся первый набор на программу магистратуры «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент» НИУ ВШЭ — Пермь. Лекции известных спикеров, организация выездных мероприятий, участие в конференциях, школы и поездки — первые полгода обучения для студентов были насыщенными. О самых ярких моментах рассказала академический руководитель магистратуры Екатерина Шестакова.

Публичные лекции и встречи с экспертами

Мы с самого начала стремились сделать магистратуру «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент» полезной и практикооринтированной. Практически все курсы у нас ведут практики – руководители музеев, туристических компаний, коммерческих организаций. Это не только интересные спикеры, но и  специалисты высочайшего уровня, которые разбираются в современных трендах этой сферы: 

  • Юлия Глазырина – куратор музея пермских древностей;
  • Максим Трофимов – директор компании «Азбука Морзе», создатель множества региональных проектов;
  • Юлия Тавризян – директор Пермской художественной галереи и  заместитель директора Ольга Старцева поделятся опытом в музейном менеджменте; 
  • Татьяна Вострикова — директор Пермского краеведческого музея расскажет о музейных проектах, раскопках трогонтериевого слона, фандрайзенге в музеях.

В этом году нам удалось провести множество интересных открытых публичных лекций и встреч:

  • с министром культуры Вячеславом Торчинским обсудили современные культурные процессы и востребованность культурных менеджеров;
  • с заместителем директора Департамента общественных проектов Администрации губернатора Пермского края Яниной Дринко поговорили о конкурсе социальных и гражданских инициатив, особенностях описания социокультурного проекта для заполнения грантовых заявок;
  • с европейскими туроператорами из Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов дали оценку туристическим достопримечательностям региона; 
  • с руководителем отдела по работе с партнерами Пермского театра оперы и балета Юлией Козловой анализировали работу с партнерами в театре. 

Серию занятий в магистратуре ведут известные культурные деятели Перми: продюсер, режиссёр и автор фильмов Варвара Кальпиди, создатели креативных проектов Мария Лямина и Мария Долгих.

Мы встречались и общались с директорами туроператорских компаний и создателями,  владельцами бизнеса. Одной из самых ярких стала беседа с бизнесменом из Сингапура, наследником династии Грибушиных Бенжамином Дюпал – владельцем нескольких компаний и чайного бренда «Грибушин». Пермякам и гостям города хорошо знакома его чайная и серия чаев «Грибушин». 

Выездные занятия и мероприятия

Экономика впечатлений – это практикоориентированная сфера, вместе со студентами мы придумывали и проводили различные мероприятия. За полгода обучения студенты успели побывать на учебных занятиях в Кунгуре, Хохловке, заказниках «Лунежские горы», «Предуралье», санатории «Демидково» и других местах.

Мы впервые организовали в Высшей школе экономики «Ночь  искусств» совместно с музеем современного искусства PERMM. Наши студенты активно работали в рамках «Ночи искусств» как на площадке НИУ ВШЭ — Пермь, так и в пространстве музея. Cостоялся показ фильма Варвары Кальпиди «Грибушин. Повторение пройденного». Сейчас прорабатываем совместный проект с музеем PERMM по преобразованию социокультурного пространства «Городских горок», идею создания совместного культурного пространства «Арт-кухни», где можно будет реализовывать творческие идеи.

Аксана Кирокосян: В рамках «Ночи искусств 2019» мне посчастливилось стать медиатором-волонтером в организации  выставки «Земля Музъем» музея современного искусства PERMM. Я впервые пробовала себя в этой роли! Мне понравилось работать  с гостями музея, рассказывать им о своей части экспозиции. Очень радостно видеть, что людям интересно познавать новое, приводить с собой  друзей и совместно обсуждать все происходящее!  Поздно вечером успела посетить лекцию Марии Ляминой «Искусство быть местным», которая рассказывала о своем проекте «Пермь в лицах» в НИУ ВШЭ — Пермь. В очередной раз убедилась, что на нашей магистерской программе «Экономика впечатлений» самые интересные преподаватели! А слушать их и впитывать новую информацию не только на парах, но и на мероприятиях вдвойне приятно!

Еще один любопытный опыт – проведение праздника активных игр «Зимние забавы в Хохловке». Совместно с туроператором и музеем «Хохловка» студентам предлагалось создать яркий, позитивный, активный, семейный праздник. Для решения этой задачи мы  объединили студентов магистратуры «Экономика впечатлений» и направления «История». Совместно студенты участвовали в организации праздника, придумывали форматы мероприятий, например, удачной идеей оказался «теплый мастер-класс» в рамках культуры соучастия в музее. Участники праздника создавали новогодние игрушки, которыми в конце программы украсили большую хохловскую елку. В то время как историки в рамках проекта «Хохловка – линза времени» проводили активные игры для гостей праздника, часть студентов вели фотофиксацию мероприятия и снимали ролики с дрона. Это был очень интересный опыт по организации и проведения праздника.  В мероприятии  приняли участие разные категории туристов, в том числе и  студенты разных вузов Перми, и даже  иностранные студенты НИУ ВШЭ — Пермь.

Ирина Распутина: Большой удачей и опытом для меня было участие в празднике активных игр «Зимные забавы в Хохловке».  Любопытно и полезно для профессионального роста было поучаствовать в организации праздника, узнать, как проводятся мероприятия для большого количества людей, какие секреты существуют для успешного проведения праздника и понять, как много существует мелочей, которые необходимо предусмотреть. Опыт участия в организации подобных событий ценен для меня как для студентки магистратуры ВШЭ, помимо богатых лекционных материалов, мы на практике применяем знания и умения. А это значит, что полученные знания усваиваются намного лучше.

Лучшие проекты студентов

В этом учебном году проекты наших студентов признаны экспертами на российском уровне. Три проекта наших студентов магистратуры осенью прошлого года вышли в финал всероссийской туристической премии «Маршрут года-2019». Проект экскурсии по Кунгурской пещере «Ожившие истории» занял первое место в номинации «Лучшая культурно-познавательная экскурсия», «Хохловка – линза времени» — второе место  в номинации «Лучшая музейная экскурсия». И в финалисты также вышел проект экотропы на территории заказника «Лунежские горы» в номинации «Лучшая идея маршрута». Для нас это серьезная победа.

Коллаборации и конференции

В этом учебном году многие семинары и школы, в которых приняли участие наши студенты были связаны с темой маркетинга и цифровых технологий в сфере индустрии впечатлений. Например, коллаборация наших студентов магистров и бакалавров в рамках IX Осенняя студенческая школа «Цифровая трансформация музейного дела».

Наши студенты приняли участие во Всероссийской ассамблее туристических волонтеров в республике Татарстан.

Дарья Аввакумова: Смена была посвящена теме Digital. Участники были разделены случайным образом на 8 команд из 7-8 человек. По итогу командной работы были представлены проекты на тему «Welcome to Tatarstan». Проект состоял из нескольких частей, целью проекта была разработка новых идей для развития туризма в республике. Кроме работы с проектом, проводились лекции по разным темам, например, по музейным кейсам и их продвижению, также проходили встречи с бизнесменами, блогерами. Я считаю, что смена помогла многим из нас понять, какую роль они могут занять в команде. Вместе мы создавали и развивали уникальные идеи. Мы учились не только туризму, но и креативности мышления, умению договариваться, коммуникабельности, умению работать в команде, слушать и слышать других. Более того, интересные и креативные идеи, которые были выдвинуты участниками можно будет реализовывать и применять для развития туризма в нашем регионе.

Наши студенты приняли участие  в семинарах, которые проводились при поддержке Агентства по туризму и молодежной политике Пермского края, например, «Стратегии, модели и технологии организации маркетинговых коммуникаций в туризме» (совместно с коллегами из ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса») и «Digital marketing: современные тренды эффективного маркетинга в туристической отрасли». По запросу Агентства по туризму и молодежной политике Пермского края мы сейчас проводим несколькоисследований в сфере туризма — по детскому, молодежного, активному и даже инклюзивному туризму. 

Кроме того, студентам предоставилась возможность ознакомиться с современными тенденциями в музеях компаний и предприятий в рамках всероссийского конкурса «Корпоративный музей». Наши студентки Ирина Распутина и Анна Завьялова провели экскурсии по городу Перми и заводу Шпагина для участников конкурса в рамках сотрудничества с оргкомитетом данного мероприятия.

Анна Завьялова: Эти экскурсии всегда вызывают большой интерес и живой отклик. И в этот раз было много вопросов и реплик от экскурсантов, особенно запомнился отзыв одного из слушателей. Филолог из Санкт- Петербурга был потрясен тем, что два классика русской литературы, Владимир Короленко и Александр Грин, работали в Главных железнодорожных мастерских (так до 1927 года назывался завод).

Из необычных мероприятий, в которых участвовали наши студенты, стоит отметить VI Городской открытый форум «Пермь-Восток». На форуме работали 12 площадок по разным направлениям китайской культуры, в том числе «Образование», «Туризм», «Спорт», «Общественные связи» и «Деловое сотрудничество». Студентка магистратуры Кристина Ильинская приняла участие в организации площадки «Туризм в Китае: традиционные маршруты и новые направления», в рамках которой обсудили различные аспекты культурной жизни Китая, обозначили потенциал российско-китайских взаимоотношений в сфере туризма. Программа основной площадки была дополнена мастер-классами по обучению китайскому языку, каллиграфии, чайной церемонии, медицине. 

В эту пятницу, 17 апреля, в 19.00 состоится вебинар образовательной программы магистратуры «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент». Академический руководитель программы Екатерина Шестакова расскажет о программе, возможностях обучения в пермском кампусе Вышки и ответит на вопросы.

Регистрация