• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «В чём главная задача школы? Научить учиться!» — Лев Любимов на заседании Совета Университетского округа ВШЭ

«В чём главная задача школы? Научить учиться!» — Лев Любимов на заседании Совета Университетского округа ВШЭ

19 июня в пермском кампусе НИУ ВШЭ прошло итоговое заседание Совета Университетского округа НИУ ВШЭ. Совет округа подвел основные итоги года, а Лев Любимов представил авторскую концепцию модернизации общего образования. Его выступление стало главным блоком в повестке заседания.

Концепция модернизации общего образования

Концепция модернизации (DOCX, 178 Кб) 

Концепция предполагает переход от трансляционной модели к модели деятельностной школы. По мнению автора, организационной структурой реализации концепции может стать университетско-школьный кластер ВШЭ в любом регионе.

Модернизация должна охватывать все четыре ступени общего образования: дошкольное, начальное, основное и полное среднее.

На дошкольной ступени главной обучающей технологией должна быть игра. Семья должна включиться в реализацию этой модели, осуществляя домашние обязанности по обучению и воспитанию ребенка.

Начальная школа должна решать целый перечень задач, связанных с обучением чтению, письму, риторике, иностранному языку, социализации, математическому мышлению и ряду других задач.

Средняя ступень рассматривается как трансформативная: здесь учитель выступает в роли организатора самообучения школьника и, соответственно, предметного эксперта (не учителя физики, а физика).

Старшая ступень — это период самоопределения ученика и наделения его гражданством, воинским учетом, консультацией о будущей жизненной траектории.

Концепция основана на отечественной науке об образовании. Это концепция «имени Л.С. Выготского». Она устроена на глубоком понимании смыслов и замыслов второго ФГОС, реализация которых позволит каждой взявшейся за это школе встать не на догоняющий, а на опережающий путь развития.

Скажите в одном предложении: в чём главная задача школы? — Научить учиться. Ничему другому детей учить не нужно. Вы скажете: “А как же предметы?” Предметы нужны, но не сами по себе. Во взрослой жизни человека будет кормить профессиональное образование, а не знания из общего образования

Любимов Лев Львович
Руководство Университета: заместитель научного руководителя

Итоги 2018 – 2019 учебного года

Деятельность УнО в 2018-2019 уч. году (PPT, 27.03 Мб) 

Этот учебный год — 15 в деятельности округа. На сегодняшний день в его работе участвуют 45 образовательных учреждений Пермского края и Удмуртии.

2019 год стал XI этапом реализации проекта «Университетско-школьный кластер». В проект вошли 84 образовательных учреждения (9 школ участвовали впервые) и 217 учителей.

За год школы округа реализовали 70 сетевых образовательных проектов. Наиболее популярными форматами стали фестивали, олимпиады, игры, квесты, научно-практические конференции. В сетевых проектах приняли участие более 10000 педагогов и школьников из Березников, Краснокамска, Красновишерска, Верещагино, Кунгура, Нытвы, Очера и других городов Пермского края и Удмуртской республики. Подробнее о реализации сетевых проектов можно почитать в этом материале.

Олимпиада школьников «Высшая проба» набрала 12 601 регистрацию, 4226 человек из школ Университетского округа стали участниками 1 этапа, 263  участниками 2 этапа. Школьникам округа вручен 61 диплом призеров и победителей олимпиады, это на 41% больше, чем в прошлом году. Подробнее о победителях олимпиады в 2019 году можно узнать здесь.

Школы университетского округа в 2018 – 2019 учебном году провели 207 презентационных мероприятий краевого уровня (семинары, мастер-классы, открытые уроки, внеурочные занятия и т.д.). В них приняли участие 1416 педагогов, 159 образовательных организаций, создано 83 учебно-методических разработки (подробнее о разработках — здесь).

В марте прошла IV Международная научно-практическая конференция «Школа как пространство новых образовательных технологий». Участниками конференции стали 856 человек. Среди спикеров пленарного заседания конференции были министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина, специалисты НИУ ВШЭ из Перми и Москвы, а также эксперты из Армении. С материалами конференции можно познакомиться здесь.

«Конференция предоставляет возможность обменяться опытом, познакомиться с новыми, интересными людьми. Расширяет и обогащает педагогический кругозор, знакомит с новейшими достижениями в теории и практике педагогической деятельности».


При подведении результатов учебного года Татьяна Андреевна Ратт отметила, что прошедший год стал успешным для округа, так как все показатели результативности системно растут (в сравнении с прошлым, также успешным годом, на 11-53% по отдельным направлениям деятельности), и уже второй год нет ни одной школы округа с недопустимым уровнем показателей результативности.

Лидером рейтинга результативности деятельности образовательных учреждений в формате Университетского округа НИУ ВШЭ в очередной раз с большим отрывом стал Лицей № 10 города Перми. Также, в шестерку лучших вошли лицей № 1 г. Кунгура, Гимназия № 6 г. Перми, СОШ № 22 г. Перми, СОШ № 77 г. Перми и Гимназия № 33 г. Перми.

В завершение заседания благодарностями были отмечены руководители и коллективы образовательных учреждений Университетского округа НИУ ВШЭ за  отличные и хорошие показатели в рейтинге результативности деятельности, а также за наиболее значительные показатели прироста результативности.

Показатели 2018-2019 (DOCX, 18 Кб)