• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лейла Гизатуллина: «Вышка научила критически мыслить, дала большой багаж знаний»

Лейла Гизатуллина: «Вышка научила критически мыслить, дала большой багаж знаний»

© НИУ ВШЭ - Пермь/Матвей Ефименко

Лейла Гизатуллина – специалист по работе с молодежью в музее современного искусства PERMM, выпускница программы «История» НИУ ВШЭ – Пермь. Музей PERMM активно сотрудничает с Вышкой.  В прошлом году студенты создавали цифровое дополнение к выставке «Земля Музъем».  А совсем недавно историки 2-го и 3-го курса под кураторством Лейлы участвовали в проекте музея  «Лаборатория снежных состояний». Лейла также проводила мастер-классы по музейному проектированию для студентов программы «История» и магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках».

Сегодня у Лейлы день рождения. Поздравляем ее и желаем плодотворной творческой деятельности! В честь этого мы публикуем интервью о музейной деятельности, совместных проектах и ностальгии по Вышке. 

О работе в музее PERMM

У музея есть несколько направлений деятельности. Основное направление – это выставочные проекты. Музей приглашает художников и кураторов для проведения выставки. Второе направление  – это музейная педагогика,  ей занимается образовательный отдел, в котором я работаю. Этот отдел реализует крупные проекты, проводит небольшие регулярные мероприятия, к примеру, арт-медиации, беседы об искусстве. Также в музее есть экскурсионный отдел, который работает с большими группами посетителей.

Я специалист по работе с молодежью, занимаюсь с подростками и студентами. Моя работа делится на три направления: регулярная работа по выставкам, проектная деятельность и участие в мероприятиях в качестве приглашенного специалиста.  Основная деятельность связана с текущей выставкой. Я изучаю ее, чтобы разработать образовательный курс для подростков и студентов. Вместе с этим я провожу арт-медиации, подбираю педагогов и художников для курсов и мероприятий.

Второе направление деятельности – это создание проектов. Я могу придумать проект самостоятельно и написать заявку на грант  или реализовать его, например, совместно с Вышкой.

К нам часто обращаются из других городов с просьбой провести арт-резиденцию, методический семинар или профильный лагерь. Наш отдел разрабатывает несколько концепции и готовит проектное предложение. Заказчики выбирают одну идею, а команда музея выезжает и прорабатывает её на месте.

Общественные проекты музея можно поделить на блоки. Есть формат арт-резиденции: набираем группу детей или подростков и приглашаем художника. Они создают совместный продукт. Чаще всего результатом арт-резиденции является выставка.

Ещё один полюбившийся формат деятельности в городе – это парад.  Мы организовывали парад воздушных рыб в Перми и Самаре.  Дети рисовали эскиз огромной волшебной рыбы, а художники придумывали, как его воплотить в жизнь. Художники делали макеты с помощью стеклопластиковой арматуры: строили большие каркасы, на которые нанизывали кальку, а внутрь вставляли фонарик. Дети шли с большими рыбами по центральным улицам города во время речных фестивалей.

Недавно PERMM выиграл грант еврейского конгресса. Мы создадим тропу от музея до еврейского квартала на Егошихинском кладбище. Проект включает образовательную программу с лекциями и семинарами по истории иудейской общины в Перми, а затем создание арт-объектов или навигации вдоль тропы.

Светлана Лучникова – куратор проекта по Егошихинскому кладбищу, а моя задача – привлечь студентов-историков, чтобы сходить в архив, взять интервью, собрать пул информации, который даст почву для размышлений художников и тех, кто будет работать над объектами.

О совместных проектах PERMM и пермского кампуса НИУ ВШЭ

Мы только начинаем делать что-то вместе. Я работаю в PERMM примерно 2 года. До этого в музее были максимально развиты направления работы с подростками, старшим поколением и детьми.

Раньше не хватало людей для работы со студентами. Курировать одно направление – это сложно и трудозатратно. Изначально я занималась подростковыми направлениями, но параллельно думала, как вовлечь студентов. Мне посоветовали начинать с маленьких проектов.

В том году мы провели эксперимент – совместно с Вышкой, запустили ночь искусств. В Вышке проходил показ фильмов о современном искусстве, а в музее студенты делали картирование: распечатали большие карты района и предлагали посетителям отметить, что они хотели бы добавить и убрать. Некоторые посетители отмечали памятные места.

Я приходила на пары  к бакалаврам и магистрам: мы делились друг с другом знаниями и опытом. Недавно попробовали новый формат – «Лаборатория снежных состояний», эксперимент со студентами «Истории» под кураторством Любови Шмыковой. Мы постоянно экспериментируем, двигаемся вперед и делаем что-то вместе. К сожалению, больших проектов пока что не было. Все в скором будущем.

Комментарий автора: Помимо этих проектов, студенты Вышки создали цифровое дополнение к выставке «Земля Музъем»: видеоролик о современном искусстве и сайт. Проект реализован под кураторством реализованный под кураторстовом Яны Цырлиной, руководителя отдела по научным исследованиям музея PERMM. Второй проект – онлайн-викторина «Время искусств». Эти проекты реализованы в рамках программы в рамках программы «Пространство соучастия» Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. Еще один совместный проект под курасторством Яны Цырлиной – карта-путеводитель по паркам и арт-объектам Перми.

Планы на будущее. Сначала со студентами социально-гуманитарного факультета подадим заявку на грант. В ближайшем будущем планируем привлечь историков в проект по еврейскому кладбищу. Мы рады работать по проектной деятельности.

О современных художниках и искусстве

Наверное, современный художник – это человек, который профессионально занимается искусством. Он сам называет себя художником и рефлексирует на тему последних событий и настоящего времени. Современный художник пытается в творческой форме переосмыслить настоящий момент и делает это на высоком художественном уровне.

Мы поддерживаем современных художников тем, что проводим выставки. Наиля Аллахвердиева, наш руководитель, мониторит ситуацию в сфере современного искусства в России и мире, договаривается с молодыми художниками, которые реализуют выставочные проекты.

Образовательный отдел приглашает художников на проекты по музейной педагогике. Мы знаем образовательные инструменты и технологии, но у нас нет художественного взгляда. Художники могут помочь с консультацией или даже реализовать себя как куратор проекта.

О преимуществах работы в музее

Самое классное в работе – это видеть ответную реакцию. Люди перестают бояться современного искусства, задумываются, интерпретируют, ищут скрытые смыслы, вступают в диалог. Видно, как они меняются, и это здорово.

На летнюю арт-резиденцию пришли подростки, которых я совсем не знала. В течение 10 дней мы сидели с утра до вечера и обсуждали современное искусство, а потом обследовали городской район, чтобы сделать по нему выставку. Сейчас я вижу, что ребята продолжают общаться и даже дружат. Они ещё приходят и рассказывают о реализованных ими проектах.

Из минусов – это небольшая зарплата и бюрократические моменты. Приходится заполнять документы, работать с бумагами. А я невнимательная и мне сложно это делать.

О Высшей школе экономики

Я хотела быть журналистом, а у журналиста должен быть хороший бэкграунд, он должен разбираться во всем. Поэтому я пошла на «Историю», мне это показалось логичным.

Когда я пришла на день открытых дверей в Вышку, мне здесь так понравилось: все были дружелюбными, чувствовалась хорошая атмосфера. Впечатлил учебный план. Поэтому я решила поступать сюда.

Вышка – это классное время. У меня много друзей из университета. Вышка научила критически мыслить, дала большой багаж знаний. Я поняла, как работать с большим объемом информации, применять разные методологии, читать и анализировать тексты.

Самые яркие моменты во время обучения – это поездки, к примеру, на конференции. Помню, как мы с группой отправилась на конференцию в Питер. Мы смотрели «Комнату» Томми Вайсо и смеялись на весь вагон. Помню небольшие классные поездки в Ильинское, Пермь-36.  После третьего курса я с одногруппницей поехали в Центрально-европейский университет в Будапешт, это очень окрыляло. Археологическая практика – тоже запоминающееся время. Вспоминаю сессии, когда все страдали, а потом сдавали и радовались.

Обожаю всё, что проходила в рамках курсов моего научного руководителя Андрея Николаевича Кабацкова, к примеру, «История правовых политических и социальных учений». Андрей Николаевич всегда делал содержательные лекции. На семинарах он учил думать, у него нельзя было просто отсидеться, надо вникать, разбираться и отвечать. Я благодарна ему.

«Философия истории» с Алексеем Александровичем Каменских была очень сложной дисциплиной. У него тоже надо быть всегда готовым. У нас было много курсов с ним: и «философия истории», и «история науки и техники», и просто «философия».

Каждый курс – это новый опыт. Даже из непрофильных дисциплин можно извлекать пользу, если рефлексировать.

Когда я закончила Вышку, то поступила в магистратуру ПГНИУ. Я делала выставку со своими друзьями на «Ночи в университете» и тогда подумала, что музейная сфера – это достаточно интересно. Потом увидела вакансию в музее PERMM и подала резюме. Я думала, что не пройду собеседование, но меня взяли. Эта работа соответствует моим внутренним потребностям в творчестве, в самовыражении, в самореализации.

О деятельности музеей и вузов

Студентов нужно замотивировать. Если у студента есть свободное время, где он его потратит – в баре, в торговом центре, на концерте или в музее? У студента должна быть внутренняя мотивация. А музей в свою очередь должен предлагать активность, либо интересную концептуальную составляющую.

Работа музеев и студентов развивает навыки критического мышления и общее представление о том, что происходит сейчас вокруг. Художники рефлексируют о настоящем моменте и об истории, поднимают серьезные темы, актуальные для студентов. Было бы здорово знакомить студентов с экспозициями и в рамках учебных курсов.

Созидательная деятельность требует максимального включения, отдачи, вдумчивости и анализа. Чтобы что-то создать, нужно вложить много труда. И наука, и искусство требуют творческого переосмысления и вовлечения интеллектуальных ресурсов человека.

Совет абитуриентам

Пока мы учимся в университете, у нас есть время пробовать. Для построения будущей карьеры и самоопределения это необходимо.

Мой совет:  участвуйте в прикладных проектах. Нужно уже в студенчестве думать, что интересно и чем можно заниматься дальше. Для этого Вышка создает все условия.

Можно участвовать в нескольких проектах, знакомиться с практиками, активистами, айтишниками. Надо максимально попробовать те сферы, которые интересны. А абитуриентам я советую только радоваться, потому что их ждет прекрасное время.