Алексей Чмыхов: «После обучения мы выходим с полной сумкой деталей LEGO и инструкцией, как их собрать в красивую картинку»
Совсем скоро начнутся приемные кампании в вузах и выбор абитуриентами университета, поэтому каждую неделю мы будем публиковать интервью с выпускниками разных образовательных программ. Открывает серию интервью дважды выпускник, сотрудник Международной лаборатории экономики и нематериальных активов и преподаватель НИУ ВШЭ-Пермь Алексей Чмыхов, который через несколько месяцев начинает обучение на PhD-программе в Чехии.
О выборе университета после окончания школы
Когда я учился в школе, у нас была экономика, но я не ходил на нее - мне было дико скучно. Вплоть до 11 класса я видел себя на строительном факультете, пока меня на три дня не посадили решать профориентационные тесты. Результаты показали, что строитель из меня не выйдет: построишь - что-нибудь упадет, иди в экономисты или менеджеры. Вышка была, наверное, единственным вузом, который я рассматривал. Оставил сразу оригиналы на образовательной программе «Экономика», подумал, что еще не готов учиться и жить в Москве. Мне повезло с группой, ребята были очень умные, и это создало конкурентную среду, где можно было развиваться.
О первых днях в Вышке
Сначала было страшно, много неизвестного и нового, начался матанализ: как сдавать первую контрольную – не понятно. Но все пошло легко, хотя друзья перед поступлением говорили: «Да у тебя в Вышке не будет времени ни на личную жизнь, ни на спорт, ты будешь только учиться-спать-учиться-и спать тоже не будешь». Но оказалось, что времени хватало на все, в том числе, и на работу.
О спорте
Я серьезно занимался футболом в школе, но в вузе хотел играть в баскетбол. На первой тренировке по баскетболу тренер сказал мне: «Ну, вот опять коротышки пришли». В итоге, все равно оказался на футболе. На своей первой же игре за сборную мне сломали скулу. Думал, что в футбол после такой травмы не вернусь, но страсть взяла свое - купил боксерский шлем и вернулся на ворота сборной. Футбол в Вышке - это было нечто крутое, очень теплые воспоминания, связанные с соревнованиями, целая жизнь в жизни.
Об обучении
Все четыре года мы с группой все делали вместе: готовились к контрольным и экзаменам в общежитии или гуляли по Садовому и рассказывали друг другу билеты. 80% моих друзей и знакомых, с которыми я общаюсь сейчас - это те, с кем я учился. Отчасти благодаря своим одногруппникам, я сейчас там, где оказался, ведь ты развиваешься настолько, насколько тебя развивает среда. Кроме того, преподаватели были не где-то там далеко, а на одной волне с нами.
«Жалею, что когда пошла мода на решение бизнес-кейсов, это все прошло мимо меня. Если бы вернулся в бакалавриат, старался бы участвовать во всех кейс-чемпионатах - это очень хороший опыт».
О работе
На 3 курсе я понял, что нужно начать работать. После двух собеседований в «Урал ФД» меня взяли в главный офис финансовым консультантом. Этот опыт очень развил навыки тайм-менеджмента и умение расставлять приоритеты. Позднее, в моей жизни появилась Международная лаборатория экономики и нематериальных активов. Я послушал лекцию профессора из Испании Анхеля Барахаса по экономике спорта и понял: футбол, который я обожаю, и экономика - соединить это и получится бомба. Позже познакомился с Петром Паршаковым, и он предложил мне: собрать базу данных в качестве подработки - за деньги или собрать ее бесплатно, но стать соавтором в работе. Я подумал, что попасть в проект - неплохо, и выбрал соавторство. Это был один из ключевых выборов. В итоге, мне предложили стать стажером в Лаборатории: собирал данные, занимался исследованиями, курировал младших студентов, выступал на конференциях.
О выборе магистратуры
Когда получил диплом бакалавриата, встал выбор магистратуры: каждый день думал в пользу разных программ. И в Перми все устраивало, и в Москву хотелось. Поехал на One Day Offer в E&Y в июне, и на встрече с HR-менеджером прозвучала такая фраза: «Нам без разницы - бакалавр ты или магистр, нам важен твой опыт работы». А опыта у меня тогда было не так много. Я для себя обозначил, что в Москве, скорее всего, я смогу только учиться: общежитие далеко, убивать по 3 часа на дорогу я не готов, да и просить деньги у семьи мне не хотелось. Я понимал, что в Перми я смогу учиться и работать: за два года я получу диплома магистра и опыт работы. В итоге, выбрал магистратуру "Финансы" в Вышке, потому что программа идеально ложилась на продолжение моего экономического образования. В Перми, на мой взгляд, преподаватели работают ближе со студентами, и это несомненный плюс.
«Я отдаю себе отчет, что если бы я поступил в Москву, мог бы пойти по совершенно другому пути в карьере, но если смотреть в долгосрочной перспективе, я сделал все правильно».
О работе во время обучения в магистратуре и приглашении на PhD
Год работал в Custom Capital в сфере анализа фондовых рынков, параллельно занимался исследованиями в Лаборатории, выступал на конференциях - посетил Бельгию, Голландию, Германию, Испанию, были частые командировки в Москву и Питер. Благодарен за этот опыт Лаборатории - я занимался тем, что мне нравится: корпоративные финансы, фондовые рынки, и все это в разрезе спорта, в частности, футбола. Благодаря полученным навыкам исследования и накопленному опыту, получил предложение от чешского университета CERGE-EI- меня взяли напрямую, без предварительного обучения и сдачи экзаменов. С 18 сентября начинается учеба на PhD – получение диплома магистра экономики по стандартам США и написание PhD с последующей защитой.
Об опыте преподавания в Вышке
Мне доверили вести курс-майнор "Инвестиционная оценка". Я понял, как это страшно - две лекции подряд выступать, говорить о чем-то, это очень сильно изматывает, и я теперь понимаю, как тяжело преподавателям. Нужно придумывать что-то более интерактивное на семинары, проверять контрольные, консультировать, отвечать на постоянный поток писем и неважно, пишут тебе в будний день или в выходной, днем или поздним вечером.
О том, что дала Вышка
Первое, что отмечу, это знакомые и друзья: это сеть, которая постоянно разрастается - сотрудники X5, Unilever, MARS, E&Y, Яндекс, Сбербанка, Пермской Фондовой Компании. Это умные люди, которые знают, к чему стремятся. Второе, это, конечно же, преподаватели, которые дали очень качественные знания, а главное - умение эти знания получать и делать выводы. И третье, это тайм-менеджмент.
«Вышка учит учиться, при этом не зубрить, а учиться понимать новую информацию и взаимодействовать с людьми».
Совет студентам
Не сильно зарывайтесь в сам процесс учебы. Используйте эти четыре года, как возможность найти друзей и коллег, путешествовать, заниматься исследованиями, пробовать себя на стажировках - участвовать во всем, что есть.
После обучения в бакалавриате мы выходим с полной сумкой деталей LEGO и инструкцией, как их собрать в красивую картинку . Если этого показалось недостаточно, «добираем» детали и инструкции в магистратуре. Что-то будет ломаться, что-то будет не подходить, какие-то детали будут лишними, но в конечном итоге мы строим то, какой видим свою жизнь.
Чмыхов Алексей Сергеевич
Международная лаборатория экономики нематериальных активов: Стажер-исследователь