Победительница Чемпионата ВШЭ по предпринимательству: «Мой процент рентабельности составил 165%»
Школьница из Перми Анна Попова стала победительницей первого всероссийского Чемпионата по предпринимательству, организованному Высшей школой экономики при поддержке Фонда развития интернет-инициатив и школы бизнеса для тинейджеров MyStarta.
Школьница из Перми Анна Попова стала победительницей первого Всероссийского чемпионата по предпринимательству, организованному Высшей школой экономики при поддержке Фонда развития интернет-инициатив и школы бизнеса для тинейджеров MyStarta.
Всего участие в чемпионате приняли 800 школьников со всей России и стран СНГ, в финал прошли 16 команд из 34 человек. Проект пермской школьницы «Новогодние петушки» занял первое место в номинации «Товары и услуги».
— Анна, что привело вас на чемпионат? Участвовали ли вы в подобных мероприятиях ранее?
— Нет, я участвовала впервые. Чемпионат меня заинтересовал. Хотелось попробовать создать свой бизнес-проект, тем более что моя школа проводила ежегодную новогоднюю ярмарку, где мне очень хотелось поучаствовать. На ярмарке все классы что-нибудь продают, а ученики, родители и учителя покупают товары за эколики (от фр. слова «школа» école). Школьная ярмарка и натолкнула меня на мою идею с проектом «Новогодние петушки» и стала площадкой для претворения идеи в жизнь.
— Ваши впечатления от участия в Чемпионате? Что было наиболее интересным, а что — наиболее сложным?
— Чемпионат мне очень понравился. Я получила столько полезных и необходимых знаний для предпринимателя! Чемпионат состоял из 2-х этапов. На первом я разработала бизнес-идею, проверила актуальность решаемой мной проблемы, провела анализ конкурентов и т.д. На втором этапе я защищала проект по Skype. Самым сложным оказалось составить финансовый план. Мне пришлось его несколько раз переделывать. Самой интересной частью чемпионата была, конечно, реализация моего товара на школьной ярмарке.
— В чем заключается идея вашего проекта?
— Мой проект «Новогодние петушки» предоставляет потребителю две возможности: во-первых, приобрести недорогой подарок на Новый год ребенку, а во-вторых, сделать новогоднюю игрушку своими руками. Продукт рассчитан на детей от 5 до 11 лет, любящих заниматься рукоделием и еще не знакомых с шитьем. Однако дети являются потребителями моего продукта, а их родители — покупателями. В проекте я создала выкройки новогодних игрушек из фетра в виде символа этого года — петухов.
— Как вы готовились к претворению идеи в жизнь?
— Я провела большую теоретическую и практическую работу перед ярмаркой. Согласно лекциям MyStarta, провела опросы учащихся, выявила целевую аудиторию, поработала над конкурентным преимуществом. Это мне очень помогло улучшить свой товар, выбрать дизайн продукта.
Потом я посетила крупные магазины ткани в поисках фетра. К сожалению, только в одном я нашла фетр, приемлемый по цене и продающийся в рулонах. Первой проблемой оказалось то, что разнообразия цветов фетра в Перми нет, поэтому идея с разнообразием цвета выкроек петушков провалилась. Я смогла сделать только два вида: желтые с красным оперением и красные с желтым оперением.
Также я провела большую работу по созданию выкроек. Я сделала 11 выкроек петушков и один экземпляр для образца готовой работы. Товар упаковала в файлы и сделала подробную инструкцию. Разработала логотип моей фирмы по созданию выкроек «AnneПродакшен».
Затем я приготовила площадку для продажи моего товара на школьной ярмарке. Я выбрала себе место, украсила «витрину»: положила на полотенца с изображением петушков переливающуюся золотую ленту (для большего блеска и новогоднего настроения) и наборы выкроек.
— Вам удалось заработать на своей идее?
— Да, за полтора часа ярмарки я продала все 11 выкроек и игрушку-образец. Моими покупателями стали девочки 4-5 класса, родители и бабушки, которые приобрели выкройки для детей и внучек, и женщины, купившие выкройки для себя. То есть, моим основным целевым сегментом оказались родители и бабушки, которые хотят сделать приятный подарок детям и внукам. Хотя я планировала, что моим целевым сегментом станут ученицы, которые захотят сделать подарок своей семье.
На материалы я потратила примерно 260 рублей, себестоимость каждого набора составила 20 рублей. Каждую из 11 выкроек и образец я продала за 60 рублей. Я заработала 720 рублей, и моя чистая прибыль составила 460 рублей. Таким образом, мой процент рентабельности составил 165%.
— Какой опыт вы извлекли из ваших первых продаж?
— Опыт, который я извлекла во время продаж, помог мне разработать алгоритм действий по привлечению покупателей. Во-первых, когда видите, что к вашей витрине сейчас подойдет покупатель, не навязывайтесь. Слишком агрессивная реклама может отпугнуть. Покупатель, поняв, что вы не будете заставлять его насильно купить товар, захочет ознакомиться с предложением.
Во-вторых, когда покупатель замедлил шаг около вас, нужно сказать лозунг, который заинтересует его и заставит подойти поближе. Мой лозунг: «Выкройка новогодней игрушки. Сделайте игрушку своими руками!».
В-третьих, если покупатель остановился и изучает ваш товар, нужно объявить ему целостное предложение и объяснить, в чем конкурентное преимущество товара. Если покупатель — родитель, я говорила, что их ребенок сможет научиться шить либо что шитье перед телевизором успокаивает. Если же передо мной стоял ученик/ученица, то я говорила, что сделанная игрушка станет хорошим подарком для родителей.
— Какие у вас дальнейшие планы по реализации вашего проекта?
— Я собираюсь расширить линейку выкроек, добавив новые коллекции. Сейчас я отправляю свой проект для участия в конкурсе проектных работ школьников «Высший пилотаж».
— Победа в чемпионате дает право на участие в Чемпионате Sage. Будете ли участвовать?
— Мне пришло приглашение от регионального отделения Sage в Москве, но я не могу участвовать, так как на чемпионат по регламенту допускаются только проекты, созданные командами от трех человек. К тому же, я еще не планировала быть «мировым монополистом» выкроек.
— Планируете ли вы реализовывать этот проект в следующий Новый год с новым символом года?
— Да, конечно, тем более что символ следующего года — собака, и у меня уже есть пара идей для модели.
— На какую специальность вы планируете поступать? Кем видите себя в будущем?
— Я планирую поступать на «Менеджмент». Пока особых планов на будущее нет, но уверена, что открою какое-нибудь свое дело. Может быть, им станет мой проект.