Проект школьника из Чайковского вошел в число победителей на Чемпионате по предпринимательству ВШЭ
В Высшей школе экономики при поддержке Фонда развития интернет-инициатив и школы бизнеса для тинейджеров MyStarta состоялся первый в России Чемпионат по предпринимательству для школьников. Всего участие в нем приняли 800 школьников со всей России и стран СНГ. Третье место в номинации «Товары и услуги» занял проект ребят из Чайковского Ильи Мосягина и Макара Каменщикова, впервые представленный в декабре на стартап-школе «Startup sprint» в НИУ ВШЭ — Пермь.
О проекте мы поговорили с его автором — школьником из Чайковского Ильей Мосягиным.
— Илья, расскажите, в чем суть вашего проекта.
— Antoshka Cheh's tea — это сеть чайных, которые предлагают первосортный китайский чай в формате take away — это означает, что его можно употреблять на ходу. Если вы не готовы тратить время и хотите перекусить на ходу, Antoshka Cheh's tea станет прекрасным выбором.
— Как родилась идея проекта? Вы страстный любитель чая?
— Если честно, я страстный любитель кофе и жить без него не могу: он вкусный, и вокруг очень много точек, где можно взять кофе с собой и перекусить по дороге в школу или домой. Однако родители и врачи всегда твердили, что чрезмерное употребление кофе пагубно влияет на здоровье, и я подумал: «А почему бы не найти замену?» Чай пришелся как раз кстати — такой же вкусный, и его можно готовить «на вынос»! Так и родился проект.
Я совершал опросы своей целевой аудитории. Практически все опрошенные были приверженцами чая. Более того, удалось подтвердить гипотезу о потребности употреблять чай на ходу.
— Вы считаете, что хороший чай недооценивается сейчас и не так популярен, как следовало бы?
— Говоря начистоту, для большинства жителей России чай делится на черный и зеленый... У людей просто нет выбора — они берут то, что могут найти в ближайшем супермаркете. Antoshka Cheh's tea дает людям возможность пить качественный китайский чай с кусочками фруктов, причем делать это ежедневно и по доступной цене.
— Как появилось название проекта?
— Это очень интересная история! Дело в том, что я очень люблю творчество Антона Павловича Чехова. У него был псевдоним Антоша Чехонте, а я решил немного его переделать и назвать в его честь чайную. Кстати, название сети кофеен Starbucks тоже пошло из литературы.
— Насколько я знаю, ваш проект за короткое время перетерпел множество метаморфоз (из офлайн-версии вы решили перейти в онлайн, а теперь вновь возвращаетесь к первоначальной идее). Расскажите, пожалуйста, подробнее о причинах, вызвавших все эти изменения.
— Это целиком и полностью моя вина. Я очень глубоко старался изучить рынок и производить расчеты, прежде чем развивать проект. После того как я завершил анализ, колонка «доход» меня удовлетворила, а вот «первоначальные вложения» — нет.
Дело в том, что для запуска проекта необходим один миллион рублей — неподъемная сумма для подростка. Я подумал: «Раз людям интересен чай, может его высылать онлайн, и все будет круто?». Это было проще для меня: вложения в 10 тысяч рублей я совершить мог... Ох, какая же это была ошибка, и сам я ее заметить не смог! Только после того, как эксперты в лице предпринимателей города посмеялись и сказали, что все анализы и расчеты, что я проделал ко второй форме проекта, не подходят, мне пришлось закрыть онлайн-версию проекта и вернутся к офлайну.
— На какой стадии реализации находится проект сейчас?
— Сейчас проект на стадии поиска инвесторов. Я стараюсь показывать планы по развитию проекта и расчеты, что я смог совершить, людям, имеющим свой успешный бизнес, и преподавателям ВШЭ («Менеджмент» и «Предпринимательство»), чтоб они смогли дать свои комментарии. Это делается для того, чтобы их выводы стали гарантией для инвесторов и помогли сделать проект лучше.
— Вы участвовали в проектах пермской Вышки?
— Да, но все они не были связаны с предпринимательством. Больше получалось участвовать в проектах Московской ВШЭ.
— На стартап-школе в Перми проект представлял ваш партнер Макар. Советы, которые он получил в НИУ ВШЭ — Пермь, как-то заставили пересмотреть проект перед его презентацией в Москве?
— Конечно! Макар емко изложил, что ему удалось узнать на стартап-школе. Больших изменений не было, но важные корректировки, улучшившие проект, были внесены.
— Почему вы с партнером решили разделиться?
— Специализация ведет к успеху: каждый начал заниматься тем, в чем он разбирается больше. Макар создал свой проект по изготовлению стикеров, я же продолжил развивать чайный формат.
— Расскажите про участие в Чемпионате по предпринимательству в Москве. Как вы на него попали, каковы впечатления?
— О конкурсе узнал от основателя — Натальи Александровны Поротниковой, она читала лекции в осеннем лагере бизнес-проектов и пригласила поучаствовать. Такой шанс упускать было глупо! Впечатления неописуемые! Всероссийский конкурс бизнес проектов от ВШЭ, Mystarta и ФРИИ открыл будущее многим проектам школьников.
Проходил чемпионат в 2 этапа: первый назывался «Преакселератором» и состоял из 7 модулей. Нужно было просмотреть теоретическую часть и выполнить задания. Когда время на выполнение закончилось, нам сообщили, чьи проекты прошли в финал... Конкуренция была огромной, а проекты ребят достойны внимания инвесторов.
Презентация была очной, но для финалистов из регионов организовали конференц-связь: было 5 минут на выступление + вопросы жюри, преподавателей ВШЭ и представителей ФРИИ.
— Что дает призовое место в Чемпионате? Какую помощь в реализации проекта вам окажут?
— Честно сказать, первая часть конкурса с той теорией и заданиями, которую там дают — это сама по себе неизмеримая помощь. Но победители также прошли в финал (без отборочного тура) международного конкурса Sage.
Чемпионат дал необходимую теорию, которую должны знать стартаперы: с чего начинается бизнес, как правильно опросить потребителей, как важно понять, что твой проект не обязательно будет успешен и почему нужно критичней к нему относиться.
Помощь оказывают и сегодня. Не стесняясь, ребята-участники проекта имеют возможность задавать вопросы экспертам, которые выступали в жюри. Для меня все еще нонсенс, что организаторы помогают продвигать проект и даже находить инвесторов.
— Приобрели ли вы какие-то полезные связи?
— Нетворкинг сделает из простого бизнесмена отличного бизнесмена. На чемпионате я встретил удивительных людей, которые в свои 17 лет смогли создать хороший проект и заработать неплохие деньги. Мне было интересно узнать, какими усилиями они этого добились — это дало мне огромную мотивацию. Я тоже способен сделать что-то большое и полезное!
— Вы собираетесь где-то еще представлять ваш проект?
— Безусловно! Участие в конкурсах помогает услышать мнения экспертов и других ребят, что очень важно для развития. Сейчас на носу конкурс «Высший пилотаж» — планирую опять попасть в финал и уже там найти инвесторов.
— Возраст не помеха для занятий бизнесом?
— Хотелось бы сказать «красиво», но лучше скажу честно: не все воспринимают твой проект всерьез, когда тебе нет 18-ти, не все готовы инвестировать, когда нет зарегистрированного юрлица. Это ставит много преград, но преграды «отсеят» тех, кто не готов заниматься бизнесом: останутся сильнейшие.
— С какой профессией хотите связать свою жизнь?
— Я хочу быть предпринимателем и давно понял, что предпринимательство — это не работа, это стиль жизни, вечное развитие, движение вперед!