• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ – Пермь состоялась III Международная конференция «Экономика впечатлений»

Конференция объединила на площадке Вышки и в онлайн-формате более 300 исследователей, представителей культурных институций, специалистов в области туризма и слушателей из разных регионов России и стран СНГ. На пленарном заседании и в рамках секций обсуждались вопросы развития креативных индустрий, актуальных трендов туризма, музейного менеджмента, инноваций и интерактивных технологий в сфере экономики впечатлений.

На торжественном открытии конференции с приветственным словом выступила директор пермского кампуса НИУ ВШЭ Галина Володина. В своем выступлении Галина Емельяновна подчеркнула, что развитие креативных индустрий – одно из стратегических направлений в регионе, а также пожелала участникам продуктивной и вдохновляющей на новые исследования работы.

Министр по туризму Пермского края Юлия Ветошкина открыла пленарное заседание докладом о том, как соотносятся мировые тренды в экономике впечатлений и направления развития креативных индустрий в регионе. Юлия Альбертовна отметила позитивные изменения, которые происходят в Перми и крае в последние годы: разрабатываются необычные туры, создаются креативные пространства и т.п. Краевой министр туризма видит уникальность региона в сочетании аутентичности и креатива, а также подчеркнула, что в Прикамье не просто жить можно, но и модно. 

Руководитель Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края Анна Быкова рассказала о планах по развитию креативных индустрий в регионе. Анна Андреевна объяснила, что перед агентством поставлены важные задачи по формированию институциональной базы, точек притяжения креативных предпринимателей, разработки мер поддержки и развитию креативной экономики в целом. К 2030 году занятость в сфере креативных индустрий должна составлять 15%, то есть увеличиться почти в 2 раза. Среди приоритетных отраслей руководитель краевого Агентства МСП назвала IT, разработка ПО и компьютерных игр, мода (легкая промышленность), дизайн (в том числе промышленный), кино и анимация, народные художественные промыслы. 

Профессор, доктор наук УрО РАН Александр Черных и директор ПДНТ «Губерния» Татьяна Санникова поделились опытом изучения и сохранения энокультурного достояния региона и подняли важные проблемы тиражирования стереотипных восприятий этнических культур, мифотворчества в истории и культурных традициях, слабого наполнения туристических продуктов научным знанием. 

Профессор ОНК «Институт управления и территориального развития» БФУ им. Канта Валентин Корнеевец рассказал о новых креативных проектах, которые сейчас реализуются в Калининграде. Например, реновация поселка Железнодорожный, проект по балтийской кухне, спектакль-путешествие «Оживающий город», международный музыкальный фестиваль, который проводится в замке и т.п. Валентин Сергеевич отметил новые тенденции в области туризма: есть спрос на активные путешествия, при этом турист хочет быть участником событий, что должно сопровождаться креативным подходом и развитием бизнеса в стиле шоу. 

Министр культуры Пермского края Алла Платоновы поделилась опытом проведения и масштабирования Дягилевского фестиваля, ставшего драйвером развития культуры и привлечения туристов со всего мира в Пермь. О приоритетах и мерах государственной поддержки креативных индустрий в России подробно рассказала профессор НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. Татьяна Всеволодовна подчеркнула, что в современном мире возрастает роль культуры и креативных индустрий, растет спрос на специалистов с креативными компетенциями. При этом креативные индустрии рассматриваются как открытая экосистема с большим числом участником и разнообразными связями. Профессор НИУ ВШЭ представила в своем выступлении основные меры институциональной, грантовой и проектной государственной поддержки в сфере креативных индустрий, которые развиваются с 2021 года.

Профессор департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Валерий Гордин и стажеры-исследователи Лаборатории управления культурой и туризмом Анастасия Поломарчук и Елизавета Маркина презентовали результаты пилотного исследования моделей взаимодействия резидентов креативных кластеров. Основная цель работы состояла в том, чтобы провести систематизацию устойчивых паттернов поведения, выяснить, через какие формы коммуникации налаживается взаимодействие. В результате исследователи выделили 6 моделей: событийной активности, гибкого аутстаффинга, построения пазла и др.

В рамках работы секций обсуждались вопросы потенциала развития экономики впечатлений в регионах России, подводных камней креативной экономики, зарубежных и отечественных практик продвижения территорий, были представленные инновационные и интерактивные образовательные, туристические, музейные, исторические практики. На специальной молодежной секции результаты исследований презентовали студенты кампусов НИУ ВШЭ, университетов Бреста, Гродно, Казахстана. 

Генеральные партнеры конференции – Министерство образования и науки Пермского края, Министерство по туризму Пермского края, Санаторий «Демидково». Партнерами конференции также выступили Министерство культуры Пермского края, Пермская государственная художественная галерея, Пермский академический Театр-театр, Пермский краеведческий музей. 

Пленарное заседание III Международной конференции «Экономика впечатлений»

Пленарные доклады

Видео докладов выложены в плейлист III Международной конференции «Экономика впечатлений» на Youtube-канале пермского кампуса НИУ ВШЭ. 

Отзывы организаторов, спикеров и слушателей конференции

Юлия Ветошкина, министр по туризму Пермского края

Конференция «Экономика впечатлений» – это платформа, где связались представители туриндустрии, учреждений культуры и муниципалитетов, объединяя свои усилия для расширения возможностей и создания неповторимых впечатлений. Здесь мы вместе строим мосты между отраслями, раскрывая потенциал нашего региона и воплощая его в незабываемых эмоциях и впечатлениях для каждого посетителя. Конференция стала местом, где мы обмениваемся идеями, находим вдохновение и создаем благоприятные условия для процветания туризма и культуры в нашем крае. Вместе мы делаем нашу землю привлекательной и гармоничной, оставляя след в сердцах каждого, кто приходит к нам.

Шадрина Елена Витальевна

Елена Шадрина, заместитель директора по науке НИУ ВШЭ – Пермь

23-24 ноября состоялась в третий раз конференция «Экономика впечатлений». Конференция организована при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, в партнерстве с Министерством по туризму и Министерством культуры края, санаторием «Демидково». В этом году мы сделали формат, в котором в первый день была академическая часть и коллеги представляли результаты своих научных исследований, а второй день был посвящен обсуждению возможностей и проблем развития туризма и культурных дестинаций территорий региона. Во второй день мы провели стратегический семинар по развитию туризма в территориях края: 140 человек практически из всех территорий края – представители органов власти, музеев и других культурных институций, туроператоров, студентов и представителей академической сферы. Встреча получилась невероятно интересной и, надеюсь, полезной. Было высказано огромное количество новых идей и проектов, которые могут быть реализованы в Пермском крае, помогут развить туризм в территориях и показать всем жителям России богатство природы, истории и людей нашего края.

Развитие креативных индустрий – одно из стратегических направлений развития региона и нашего государства в целом. И поэтому особенно приятно, что в Вышке собралось сообщество экспертов и профессионалов, работающих в данной сфере. Надеюсь, что Высшая школа экономики будет и в дальнейшем местом притяжения и экспертным центром в сфере экономики креативных индустрий и экономики впечатлений. Мы готовы к сотрудничеству и готовим кадры для этой сферы. Мы приглашаем к сотрудничеству территории, муниципалитеты, музеи и бизнес. Совместно с нашими студентами мы можем разрабатывать и реализовать новые проекты в сфере экономики впечатлений и привлекать гранты в сферу туризма и культуры края.

Отдельную благодарность выражаю краевому министру по туризму Юлие Альбертовне Ветошкиной за поддержку, четкую постановку задачи и помощь в ее реализации, Катерине Николаевне Шестаковой, наставнику трека «Менеджмент в индустрии впечатлений» магистерской программы «Управление развитием бизнеса», главному организатору конференции за колоссальный труд в подготовке и проведении данного мероприятия. 

Гордин Валерий Эрнстович

Валерий Гордин, профессор департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Развитие экономики впечатлений приобретает особую актуальность вследствие широкого распространения гибридного – офлайн и онлайн – формата приобретения самых различных услуг. Пройдя через период пандемии, давшей значительный импульс в распространении различных форматов виртуального потребления, люди хотят, с одной стороны, сохранить наиболее интересные и удобные форматы виртуальных услуг, а, с другой, вернуть себе радость живого общения. Именно экономика впечатлений позволяет сформировать гибридные услуги, удовлетворяющие этим обоим запросам.

Мы достаточно давно сотрудничаем с Екатериной Николаевной Шестаковой, которая принимала участие в наших совместных научных и образовательных проектах. На конференции мы предложили построить сетевое взаимодействие между научными подразделениями различных вышкинских кампусов, в рамках которого мы бы изучали  форматы сотрудничества резидентов креативных кластеров, расположенных в соответствующих городах. Надеюсь, наше предложение найдет отклик у коллег из других кампусов.

Валентин Корнеевец, профессор ОНК «Институт управления и территориального развития» БФУ им. Канта

Конференция ценна тем, что на ней были представлены различные подходы по формированию креативного подхода в экономике сферы туризма. Это важно в условиях нарастающей конкуренции как в бизнесе, так и среди регионов. Идеи и подходы, представленные в докладах, могут быть использованы в региональных практиках, а также способствовать взаимодействию университетов по формированию тематики исследований в рамках лаборатории креативных индустрий.

Ирина Алисова, «Россия Страна ученых», Кронштадт

Как основатель и руководитель проекта по научно-образовательному туризму «Россия Страна ученых» я считаю, что экономика впечатлений – это новая нефть. Это быстрорастущий рынок, и нам повезло, что мы на него выходим, тем более с такими сильными профессионалами, которые участвовали в III Международной конференции «Экономика впечатлений». Мероприятие потрясающее, одно из лучших для всех, кто связан с туристической индустрией! Я до сих пор под впечатлением.

Олег Токарчук, доцент кафедры географии и природопользования Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина

В первую очередь хочу поблагодарить организаторов за возможность поучаствовать в конференции. Всё было замечательно. Из материалов, которые я прослушал, наибольший интерес вызвал доклад Екатерины Николаевны Шестаковой, доцента НИУ ВШЭ – Пермь, директора туроператора «Белый камень» о взаимодействии музеев и туроператоров в архитектурно-этнографических музеях на примере Хохловки и Щелковского хутора. Был представлен оригинальный опыт продвижения архитектурно-этнографического потенциала музеев. 

Развитие сферы экономики впечатлений считаю важным ввиду большого (трудно представить ограничения здесь) потенциала развития, безграничного разнообразия концептов и продуктов, возможности кооперации людей самых разных специальностей и интересов. А главное — трудно переоценить практикоориентированность, очевиден экономический эффект от реализации проектов. Уже в ходе конференции (обсуждения материалов моего доклада) возникли новые идеи для исследований. А именно – сравнение (с последующим обменом опытом исследований) экотуристского потенциала рек Брестчины и Пермского края.

Виталий Тамм, АНО «Центр "Экология культуры"», республика Карелия

На мой взгляд, впечатления, эмоции, персональный опыт человека – клиента компании и потребителя услуг в самых различных сферах, в ближайшем будущем станут основой любого успешного продукта. Впечатления создают дополнительную ценность, выделяют продукт среди череды соседей по нише – в этом ценность проведения конференции по экономике впечатлений. 

Среди докладов нашей секции меня заинтересовал опыт местного туроператора региона туркомпании «Доступный Урал», озвученный Светланой Новокшоновой, как один из наиболее близких к моей профессиональной сфере. Я обратил внимание на рекомендации по персонализации продукта и его постоянной динамической адаптации под запросы пользователя при детальном анализе каждого значимого хода. Подобный подход, думаю, мы применим на этапе запуска нашего нового креативного пространства «Слюдариум» в Петрозаводске.

Митин Иван Игоревич

Иван Митин, доцент Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского НИУ ВШЭ

Среди выступлений, которые мне удалось послушать на конференции, отмечу доклад З.Ю. Желниной из Мурманского арктического университета о настольных играх в практике туризма и обучении студентов туристских специальностей. Это был очень живой рассказ о по-настоящему уникальных находках игровой индустрии, начиная с легендарной советской игры «По следам папанинцев» до современных, посвящённых мурманскому северу. Интересно было сравнить свой опыт геймификации краеведения со столь обширным историческим экскурсом и опытом коллег.

В современном мире экономика впечатлений выходит на первый план, поскольку наши пространственные представления становятся ведущим фактором принятия управленческих решений и трансформации общественной жизни, факторами развития целых отраслей креативной экономики в том или ином месте земного шара, заставляют миллионы людей во всём мире перемещаться вслед за своими туристскими или миграционными мотивами, будучи привлечёнными яркими и запоминающимися образами дестинаций.

Валерия Гаврилова, корпоративный музей АО «ОДК-Пермские моторы»

Мне не удалось полноценно прослушать всех участников конференции, но на секции музеев мне понравился доклад Алсу Рифовны Гаптулхаевой «В каком месте я найду себя и новые знакомства?». Проблемы маленького филиала созвучны тем вызовам, с которыми сталкивается корпоративный музей, коим я руковожу – АО «ОДК-Пермские моторы»: как  стать интересным молодежной аудитории, какими программами привлечь и вовлечь юных посетителей, как заинтересовать контентом, стать третьим местом для молодого посетителя, как найти общий язык с подростком.

Убеждена, что у «Подпольной типографии» прекрасное будущее: по нашим наблюдениям, чем дальше мы от той эпохи, которую представляем в музее, тем эта эпоха интересна и привлекательна молодому посетителю. В экспозиции нашего музея – история становления завода, 1930-е вызывает бурную реакцию у подростков, им интересно всё – проводной телефон, печатная машинка, звуки заводского гудка, документы и само письмо чернилами...

Алсу Гаптулхаева, научный сотрудник Пермского краеведческого музея

В рамках нашей секции мне понравились доклады коллег, особенно про сторителлинг (Фирсова А.В.), амбар в селе Насадка (Мартынов И.Н.) и исследование о музее как третьем месте (Кимерлинг А.С.). Интересно было послушать опыт людей, работающих в той же сфере, но также хотелось бы, как отметили в конце секции, связей с другими смежными сферами вроде туризма, чтобы получить другой взгляд на наши музейные проблемы. После конференции появились новые возможности сотрудничества, надеюсь, все получится.

Кристина Чашникова, Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ – Пермь

На конференции мне особенно понравился пленарный доклад Абанкиной Татьяны Всеволодовны, профессора НИУ ВШЭ, про «Приоритеты и меры государственной поддержки креативных индустрий». Было полезно в том числе и для моей темы послушать, какую помощь предлагает государство. Даже удивительно, что появляется столько возможностей в креативных индустриях.

На мой взгляд, сегодня развитие сферы экономики впечатлений крайне важно. Это не желание мира перейти в такую экономику, а уже реальность и необходимость. Мы несколько десятилетий живем не в «сервисной» экономике. Особенно сильно заметен осознанный тренд как потребителя, так и представителей бизнеса к «Экономике впечатлений» с популяризацией социальных сетей и маркетинга. Сейчас люди не пойдут покупать туда, где нет красивой картинки, где при первом взгляде нет эмоции от продукта. Более того, это касается и бесплатных продуктов. Современный потребитель по большей мере сформировал для себя уже критерии покупки, в число которых входит и первое впечатление от предлагаемого продукта. И у этого тренда будет развитие, поэтому поддержка и эволюция сферы экономики впечатлений крайне важна. К тому же, «Экономика впечатлений» уже создала несколько десятков новых и востребованных профессий, в том числе, например, графический дизайнер, SMM--специалист и так далее, что имеет положительное влияние на экономку как отдельных субъектов РФ, так и страны в целом.

После конференции у меня появилась идея для исследования поведенческой экономики в сфере образования, а именно – выявление критериев из области экономики впечатлений, влияющих на выбор бесплатных образовательных продуктов потребителями.

Кимерлинг Анна Семеновна

Анна Кимерлинг, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь

Для меня конференция была очень плодотворной. Мы с коллегами из московской Вышки пишем статью о взаимодействии музеев и общества , и я на секции смогла узнать совершенно замечательные кейсы по этой теме, договорилась о дальнейшем сотрудничестве. Было очень интересно послушать коллег.

Пантелеева Лилия Михайловна

Лилия Пантелеева, доцент департамента иностранных языков, руководитель проекта Зеркальные лаборатории «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» НИУ ВШЭ – Пермь

На конференции «Экономика впечатлений» я выступала модератором секции «Музеи и выставки». На нашей секции прозвучало 13 докладов, темы которых «подсвечивали» друг друга и послужили выражением для ряда интересных направлений в современной музейной и выставочной работе.

Работа секции показала некоторые важные тренды в выставочной деятельности. Во-первых, отчетливо звучат «заявки» архивов на выполнение музейно-выставочных функций. Во-вторых, поиск идентичности музейного пространства осмысляется работниками культурной сферы как ключевое условие выживания.

Для меня лично эта конференция стала интересной в связи с реализацией проекта «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы». Обсуждаемый на секции доклад В.В. Гавриловой о принципах сохранения корпоративной памяти, об особом месте корпоративных музеев в ряду других музеев по форме собственности (государственных и частных), актуализировал для меня некоторые моменты, важные для выстраивания межинституционального взаимодействия с индустриальными музеями. Обоснованной показалась мне идея автора включить в число пермских брендов (наравне с пермскими богами, пермским звериным стилем, пермским периодом, пермской солью и т.п.) символ пермской конструкторской школы.