• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «Самое важное, что я получила – это уверенность в своих силах, умение общаться с незнакомыми людьми, задавать вопросы и решать проблемы»

«Самое важное, что я получила – это уверенность в своих силах, умение общаться с незнакомыми людьми, задавать вопросы и решать проблемы»

Студентка образовательной программы «Программная инженерия» (сейчас – «Разработка информационных систем для бизнеса») Екатерина Семчук семестр училась в Печском университете в Венгрии (University of Pecs Hungary) по программе академической международной мобильности. В интервью новостной службе портала Екатерина рассказала о погружении в новую академическую среду и дала рекомендации по выбору университета и подаче заявки. 

О выборе университета

Я выбирала университет для участия в программе международной мобильности по нескольким параметрам. Во-первых, наличие интересующих меня предметов по специальности. Выбор вузов значительно уменьшился, так как я учусь на «Программной инженерии», а не на специальностях, связанных с экономикой и бизнесом.

Во-вторых, финансовая сторона. Цены в Венгрии примерно такие же, как в России, в чем-то отличаются, но все равно не намного выше. В-третьих, знание языка. Для многих вузов необходимо знание второго языка (помимо английского) на достаточно высоком уровне. Также есть страны, в которых на английском языке говорит только небольшой процент населения, из-за чего могли возникнуть сложности. В случае с Венгрией государственным языком является венгерский, но обучение проходит полностью на английском языке. В принципе, несложно найти англоговорящих людей. Как оказалось, старшее поколение даже немного говорит на русском, так как его изучали в школе. В-четвертых, возможность получения визы в страну. С этим проблем не возникло совсем.

Для меня по всем параметрам Венгрия подошла идеально, возможно, сейчас список расширился и появились новые варианты. С подачей заявки и получением одобрения не возникло никаких проблем. Весь процесс подачи заявления был через центр международной мобильности, а одобрение прислали на электронную почту.

Об отличиях в обучении

Сильнее всего отличия в обучении в Печском университете ощущались во время сессии: она была всего одна в конце семестра, а в один день могло быть несколько экзаменов. Также по многим предметам отсутствовала накопительная оценка, так что важным был лишь результат экзамена.

Всего я изучала шесть предметов, опишу каждый в отдельности. Венгерский язык я выбрала, потому что его изучение было интересно и полезно для жизни. Материал давали структурировано и интересно, в итоге, он оказался одним из любимых предметов. Преподаватель стабильно вела диалог с аудиторией и была готова объяснить что-то по несколько раз, если это требовалось.

Дисциплина «Операционные системы» – на каждого хорошего преподавателя найдется не очень хороший. Здесь вышло так. В основном, все сводилось к дистанционному изучению материала и прохождению тестов, которые не влияли на финальную оценку (она ставилась полностью по экзамену). Преподаватель периодически опаздывал на лекции или отменял их, материал давал довольно скучно и неструктурировано.

Дисциплина «Английский язык для инженеров» – в целом, этот предмет был очень похож на изучение в Вышке. Было несколько тестов и домашних заданий, которые влияли на оценку, финальный экзамен и выступление с презентацией.

Дисциплина «Право в области IT в Европейском союзе» – на удивление, предмет оказался интересным. Преподаватель сам практикующий юрист и заинтересован в области, так что на лекции хотелось ходить. Из системы контроля была только финальная презентация, которую нужно было подготовить по юридическому тексту.

Изначально я не планировала брать предметы по программированию, так как уже была знакома с Java и ООП, но рада, что вышло иначе. Преподаватель старался дать материал в максимально понятном формате, так что для меня это стало хорошей возможностью закрыть дыры в знаниях и закрепить уже известное. Повезло также, что группа была очень маленькой, так что преподаватель по глазам видел, что нам что-то непонятно, задавал в аудиторию вопросы или повторял материал. На другом предмете по программированию я тоже изучала Java, но упор делался на фреймворк Spring. Преподаватель пытался выдать много информации сразу, так что на лекциях было тяжело следить за ходом мысли.

В целом, все преподаватели очень отзывчивые и понимающие, если возникали вопросы, старались объяснить в доступной форме и помочь.

Об адаптации и путешествиях по Венгрии

Сложно не завести новых друзей, когда полгода находишься одна в другой стране. Конечно, мне это удалось, и самое забавное, что большая часть оказались не венграми. В Печи обучаются люди из очень многих стран, так что теперь у меня есть знакомые от Бразилии до Индии. Во время адаптации очень помогла студентка из московского кампуса Вышки, которая уже жила в Печи на мобильности один семестр и осталась на второй. Все показала, все объяснила, даже помогла с оформлением банковских карт и симок. Ей отдельная благодарность. Также помогло то, что одновременно со мной приехала девочка из ВШБ, и в чем-то мы решали проблемы вместе. От университета тоже была помощь, особенно в вопросах регистрации на предметы и поиска нужных контактов: организована программа менторства и сеть Erasmus для студентов по обмену.

За время проживания в Венгрии я путешествовала и хотела бы еще. Как всегда, не хватает дня, даже если провела где-то больше пяти месяцев. Во время учебы много путешествовать не получилось, все свободное время заняла курсовая работа, зато после ее сдачи стало проще. Венгрия маленькая и очень атмосферная страна: невысокие старинные здания, приветливые люди, а между городами можно спокойно путешествовать на поездах (особенно с проездным для студентов). За время моего визита успела посетить пару маленьких городов, Будапешт и объездить окрестности Печи. Сам город очень холмистый и уютный, летом сильно напоминает небольшой курортный городок без моря. В последний месяц я еще посетила Италию, но это уже совсем другая история.

О программе академической международной мобильности

Пожалуй, самое важное, что я получила от поездки – это уверенность в своих силах, умение общаться с незнакомыми людьми, задавать вопросы и решать проблемы. В таких вопросах изменения редко заметны за несколько месяцев, но поездка на полгода в другую страну все-таки уникальный случай.

Из рекомендаций ребятам, которые тоже хотят участвовать в программе академической международной мобильности:

  1. Попробуйте найти студентов, которые ездили или сейчас находятся в желаемом вузе. Они уже прошли через все, что вас ждет, и обязательно найдется тот, кто поможет.
  2. Подайте документы на визу как можно раньше, как узнаете о том, что вас номинировали на программу. Здесь мне повезло, но были случаи, когда этот процесс затягивался.
  3. Оцените финансовую часть поездки, попробуйте узнать о стипендиальных программах и возьмите с собой наличные на первые месяц-полтора. Возможно, что карту получится сделать не сразу.
  4. Всегда задавайте вопросы и переспрашивайте, если что-то непонятно, не бойтесь показаться глупыми или невнимательными. В вопросах с документами особенно, это может сохранить много нервов и времени.
  5. Верьте в свои силы и пробуйте, ведь, даже если что-то пойдет не так, где еще вы научитесь так мастерски заполнять документы, как при подаче заявлений на мобильность и визу.

Более подробную информацию об участии в программе академической международной мобильности можно посмотреть по ссылке.