• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты НИУ ВШЭ – Пермь создают виртуальный музей Соликамского тракта

В этом году должно начаться строительство нового здания художественной галереи на территории завода Шпагина. Данная местность входит в территорию объекта археологического наследия «Егошихинский завод и посёлок», поэтому сейчас здесь идут археологические работы. Студенты программы «История» пермского кампуса НИУ ВШЭ занимаются сохранением и анализом найденного материала. Студент магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» Валерий Кельсин провел для нас экскурсию в лаборатории проекта.

Студенты участвуют не в самих раскопках, а в камеральных работах, то есть в обработке материала после полевых исследований. Это создание описей, статистический учет, отрисовка и оцифровка археологических материалов. Обычно такие работы происходят после раскопок – зимой. В этом году раскопки проходят весной, поэтому камеральные работы ведутся параллельно. Ими руководят сотрудники Камской археологической экспедиции.

Виталий Мингалев, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь

Сотрудничество Вышки с Камской археологической экспедицией достаточно длительное. За время существования исторического направления в Вышке мы всегда выезжали вместе на раскопки. В этом году мы немного продвинули сотрудничество в рамках проектной деятельности.

У нас есть идея создания виртуального музея Соликамского тракта, которая уже объединила несколько институций Перми. Соликамский тракт так или иначе будет ликвидирован из-за строительства на этом месте галереи. Мы сделали максимально возможные различные сканирования, фотограмметрию, ортофотопланы, что позволяет нам создавать реконструкции и виртуальные объекты. Мы надеемся, что нам удастся объединить как можно больше культурных деятелей и институций.  Впоследствии мы совместно планируем написать заявку на грант.

Валерий фотографирует археологический материал
Никита Маткин

Археологи выделяют три вида материалов: массовый, индивидуальный и массивные объекты. Массовый материал – это предметы и фрагменты предметов, которые находятся в больших количествах на определенном памятнике.  Они не несут индивидуальной музейной ценности, поэтому используются для ведения статистики.

Индивидуальный материал обладает культурной ценностью. Он подвергается описи, фотографированию и хранится в архиве или в музее.

Массивные объекты – это большие громоздкие археологические объекты, которые очень сложно транспортировать. Соликамский тракт, найденный на месте раскопок, является примером массивного объекта.

Валерий Кельсин, студент 2-го курса магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках»

Найденный археологический материал подлежит описи. Он превращается из археологического источника в исторический. Таким образом, важна любая возможная фиксация  всех нюансов и особенностей предметов и объектов археологического наследия. С помощью цифровых технологий появилась возможность создавать виртуальные реконструкции всех предметов и объектов, обнаруженных в ходе изучения. Всё зарисовывается, описывается, ведется статистика всех обнаруженных предметов.

Никита Маткин

С помощью подсчета и описи массового материала можно проводить статистический анализ. Статистика дает представления о количестве населения в этой местности. Над анализом работает студентка 3-го курса программы «История» Татьяна Ибрагимова.

Татьяна Ибрагимова, студентка 3-го курса программы «История»

Татьяна Ибрагимова, студентка 3-го курса программы «История»

Сначала весь массовый материал хранится в коробках. Я беру эти коробки, открываю и считаю сам массовый материал. Есть разные виды, например, гончарная керамика, изделия из глины, фаянса, фарфора, железа, органические материалы, такие как дерево, кожа, береста. Всё это подсчитывается и заносится в специальную статистическую таблицу, в которой  обязательно указывается местоположение материала, горизонт, объект, участок. Отдельно считается керамический материал, который разделяется по обжигу на окислительный и восстановительный. В отдельную таблицу заносятся фрагменты сосудов с сохранившейся верхней частью (венчиком), где определяется его форма и тип.

Современные технологии позволяют сохранить не только письменный, но и визуальный источник по археологическому объекту. Студенты активно создают 3D-модели с применением различных вспомогательных технологий: фотограмметрии, лазерного сканирования, аэрофотосъемки.

Кирилл Борисов, студент 3-го курса программы «История»

Кирилл Борисов, студент 3-го курса программы «История»

Первоначально необходимо поместить предмет на специальную платформу, которая подключена к самому лазерному сканеру. Естественно, предмет должен быть не очень большой. Потом необходимо настроить угол обзора лазера, чтобы он был направлен на платформу и провести идентификацию для построения 3D-модели только самого объекта. Дальше программа уже сама выполняет необходимое сканирование, поворачивая платформу. Для построения 3D-модели объекта необходимо как минимум 2 его положения, а значит нужно 2 раза сделать скан. Потом программа также начнёт обработку и достроит объект, наложив текстуру и цвет.

Технологии оцифровки
Никита Маткин

В дальнейшем над обработкой полученных оцифрованных материалов будут работать магистранты программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» в рамках курса «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства» и слушатели факультатива «Культурное наследие в 3D: цифровые методы сохранения и презентации».

Илиана Исмакаева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ - Пермь

Одной из главных была задача оцифровки найденного материала, чтобы в дальнейшем мы могли начать работу по виртуальной реконструкции и 3D-моделированию объектов вне зависимости от работы лаборатории. В рамках соответствующих курсов и студенческих проектов мы начнем работу по фотограмметрической обработке снимков, а также обработке облаков точек, полученных на основе ручного лазерного сканирования. На экспериментальном уровне мы уже сделали несколько 3D-моделей туесов, сосудов из бересты для хранения продуктов, и других сосудов, применяемых в быту. Мы планируем реконструировать дом и быт жителей Егошихи.

Александра Самарина, студентка 3-го курса программы «История»

Александра Самарина, студентка 3-го курса программы «История»

Мне интересно работать над сохранением наследия первой дороги к Перми Великой. До этого я фотографировала объекты, теперь занимаюсь сканированием. Это долгий процесс, но мне нравится этим заниматься.

Для сохранения самого Соликамского тракта используются технологии ортофотосъемки. Специальный дрон делает множественные фотографии местности во время полета. Далее из этих фотографий создается виртуальная модель найденной части Соликамского тракта.

Все наработки позволят создать в дальнейшем виртуальный музей Соликамского тракта. Пользователь сможет прогуляться по нему и изучить различные предметы XVIII-XX веков в виртуальной среде.