• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «Экономика впечатлений – восходящий тренд и новая модель потребления»: в пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялась международная конференция

«Экономика впечатлений – восходящий тренд и новая модель потребления»: в пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялась международная конференция

II Международная конференция «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент» объединила на площадке Вышки и в онлайн-формате более 250 исследователей и слушателей из разных регионов России и стран мира. В рамках 10 секций и 2 круглых столов, 3 пленарных докладов обсуждались вопросы развития сферы экономики впечатлений в период пандемии, новые форматы и инструменты.

Конференция проходила в смешанном формате, поскольку количество участников очных мероприятий было ограничено. Все желающие могли подключиться в режиме онлайн и послушать доклады экспертов из России, Италии, Великобритании.

На открытии II Международной конференции «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент» директор ГБУ ПК «Центр развития туризма» Министерства по туризму и молодежной политики Пермского края Константин Тиминский представил новую концепцию продвижения региона. 

Работа секций касалась основных тенденций в сфере культурного, музейного и туристического менеджмента, маркетинга территорий, брендирования и др. Студенты кампусов Перми, Москвы и Санкт-Петербурга представили свои исследования в сфере экономики впечатлений на 2 специальных молодежных секциях. 

В рамках конференции также состоялись 3 пленарных доклада:

  • профессор, руководитель международной магистерской программы «Менеджмент и устойчивый туризм» бизнес-школы Адама Смита университета Глазго Гийом Тиберген рассказал о роли аутентичности в развитии туризма и показал примеры использования различных инструментов для погружения в атмосферу национального колорита туристов в Шотландии, Киргизии и других странах.
  • директор программы подготовки магистров в области менеджмента в сфере искусств университета Боккони (Италия) Андреа Рурале в своем выступлении призвал к пересмотру управления в сфере культурного и музейного менеджмента, объяснил, какие критерии успеха сегодня важны в данной сфере, поделился успешным опытом применения их в Италии.
  • заведующий базовой кафедрой информационных технологий в сфере культуры НИУ ВШЭ, заместитель директора по цифровому развитию ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимир Определенов рассказал о платформах для развития виртуального туризма на примере проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина и ИКОМ России.

На круглых столах обсуждались такие актуальные проблемы, как развитие экотуризма, подготовка кадров в сфере экономики впечатлений, партиципаторные практики учреждений культуры и образования. В рамках конференции состоялись презентации нескольких проектов, в частности парфюмерного триптиха «Духи города Ч.» – это три аромата, которые рассказывают о разных сторонах Чердыни.

Участники конференции познакомились с музеями и экскурсионными программами Пермского края в рамках выездной программы: увидели уникальные экспозиции Пермской художественной галереи, оценили аутентичность архитектурно-этнографического музея Хохловка, прочувствовали красоту в арт-резиденции музея PERMM. 

Генеральный партнер конференции – Министерство образования и науки Пермского края. Партнерами конференции также выступили Министерство культуры Пермского края, Министерство по туризму и молодежной политике Пермского края, Пермская государственная художественная галерея, Пермский академический театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, музей современного искусства PERMM, Пермский краеведческий музей. 

Видео докладов выложены в плейлист II Международной конференции «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент» на Youtube-канале пермского кампуса НИУ ВШЭ. 

Видео о конференции телекомпании Рифей-Пермь

Отзывы организаторов, спикеров и слушателей конференции

Директор программы подготовки магистров в области менеджмента в сфере искусств университета Боккони (Италия) Андреа Рурале

Директор программы подготовки магистров в области менеджмента в сфере искусств университета Боккони (Италия) Андреа Рурале

Участие в конференции «Экономика впечатлений» в Перми явилось прекрасной возможностью понять, какие огромные усилия в области исследований и практики предпринимаются не только в пермской Вышке, но и в деятельности многих культурных учреждений в этом регионе. Для меня было честью находиться в стенах Высшей школы экономики, особенно благодаря теплому приему кампуса.

Что касается сообщества в Вышке, я оценил заинтересованность преподавателей и студентов к теме экономика впечатлений, особенно в области искусства. При посещении многих культурных учреждений было очевидно, что заведения работают на улучшение услуг и впечатлений посетителей. Прекрасным примером новаторского и современного учреждения является Пермский театр оперы и балета, который проходит большой путь обновления в организации и отношениях со спонсорами. Спасибо всем в Перми, особенно проф. Елене Шадриной.

Заместитель директора по науке НИУ ВШЭ – Пермь Елена Шадрина

Шадрина Елена Витальевна

В этом году конференция «Экономика впечатлений» стала масштабным научным мероприятием, собрав исследователей и практиков в сфере экономики впечатлений и управления организациями в сфере культуры, туризма и креативных индустрий. Более 280 участников из России, Италии, Великобритании, 44 доклада, десять секций, два круглых стола, три ключевых доклада, презентации четырех проектов, три молодежные секции, день экскурсий в музеи – партнеры конференции. Представленные исследования были очень разнообразны и выполнены на высоком уровне.

Спасибо всем участникам, спикерам за содержательную работу. Спасибо Министерству образования и науки края и нашим партнерам – Пермской государственной художественной галерее, Пермскому театру оперы и балета.

Академический руководитель магистратуры «Экономика впечатлений» НИУ ВШЭ – Пермь Екатерина Шестакова

Шестакова Екатерина Николаевна

Совместные обсуждения, круглые столы, презентация великолепных духов Чердыни, просмотры видеосюжетов, виртуальных экскурсий в огромном современном зале – все было интересно и увлекательно. Мы завершили двухлетний проект, ведь конференцией мы занимались еще с сентября 2019 года, несколько раз переносили сроки из-за ограничений, рады что все, что мы планировали, получилось. И здорово, что к нам приехали эксперты из Рима, Москвы, Мурманска. Здорово, что столько коллег из разных стран к нам подключались.

Хочу поблагодарить наших коллег, организаторов, докладчиков, слушателей, партнёров и спонсоров. Спасибо, что были с нами все эти дни.

Декан факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ – Пермь Ольга Исопескуль

Исопескуль Ольга Юрьевна

Экономика впечатлений – восходящий тренд и новая модель потребления, отражающая готовность людей перераспределять свои ресурсы не в пользу традиционных товаров и услуг, а в пользу впечатлений. В странах Евросоюза за предыдущие годы размер такого перераспределения составил 5-7%, а в ряде стран, которые ориентированы на туристские потоки и того больше.

В нашей стране пандемия показала огромный отложенный спрос на культурный контент, на впечатления, и как только у людей появилось время, пусть онлайн, но посещать музеи, архитектурные памятники, театры – все ринулись это делать. Сфера экономики впечатлений, как никакая другая, должна была отвечать на вызовы внешней среды и расширять форматы взаимодействия через онлайн-лекции, онлайн-экскурсии, виртуальные туры, расширение присутствия в социальных сетях и т.д. И у многих это прекрасно получилось, о чем и рассказывали участники конференции из Третьяковской галереи, Пушкинского музея, многих пермских музеев.

Большое место на конференции было уделено вопросам туризма и маркетинга территорий. Туризм – важная составляющая экономики впечатлений, способная сформировать тренд устойчивого развития территорий. Коллеги поделились опытом кластеризации, брендинга городов, формирования аттракций, рассказали об экологическом туризме. Было очень много глубоких и интересных докладов. Жаль, что невозможно было находиться на двух секциях одновременно. Я очень рада, что удалось послушать (на одном дыхании) доклад В.В. Определенова, зам. директора ГМИИ им. А.С. Пушкина, который продемонстрировал собравшимся платформы для развития виртуального туризма на примере проектов музея. Я очень рада, что Владимир Викторович будет теперь читать лекции и для наших студентов магистратуры «Экономика впечатлений».

На конференции мы еще раз отметили, насколько многообразно представлена данная сфера в Пермском крае и какой огромный потенциал есть для ее развития. Надеюсь, опыт других регионов и стран, который удалось собрать в рамках конференции, поможет и нашим территориям развиваться дальше и становиться интересными аттракциями не только для жителей Пермского края, но и других городов.

Заведующая кафедрой сервиса и туризма МАГУ Зоя Желнина

Заведующая кафедрой сервиса и туризма МАГУ Зоя Желнина

Хочу выразить самые горячие слова благодарности Екатерине Николаевне Шестаковой за приглашение на конференцию «Экономика впечатлений».

Конференция отражает самые быстро нарастающие тренды в сфере креативных индустрий, при этом коллеги обоснованно высказали мнение о том, что многие процессы и явления необходимо не просто изучать, а создавать самостоятельные методики исследования. Очень понравилось то, что большая часть докладов была построена на итогах проведенных экспедиций, проектов. Так, Варвара Кальпиди очень ярко представила сайт по проекту «Попробуй пермское», который фактически отражает не только технологии брендирования территории, но и технологии вовлечения молодежи в изучения окружающего мира, истории.

Восторженный отзыв следует оставить по проекту Чердынского музея, где его директор Ирина Николаевна Трофимова рассказала о создании духов, отражающих культурные коды этого старого города. Интерес в этом случае вызывает то, как нашли друг друга творческие люди, насколько продумана концепция проекта, а главное – получен такой необычный результат. Ароматы стоят того, чтобы о них говорить, пробовать и ощущать. Необходимо отметить, что аромабрендинг решает не только задачи влияния на внешнюю аудиторию (туристов, например), но и не оставил равнодушным местных жителей. К тому же очень качественный дизайн духов – упаковка усиливает и удерживает интерес.

Весьма интересна и зажигательна была Ася Аладжалова, которая вела разговор о «модных» экскурсиях. Это сложная тема, к ней часть экспертов относится осторожно, так как сложно организовать реальный показ (он должен преобладать в экскурсии), а потенциальные участники нередко высказывают предположение, что экскурсия будет неким минипоказом моделей. Ася была очень убедительна в своем методическом подходе, когда она рассказала о том, что можно выстраивать реальные уличные прогулки, собирая образы, связанные с личностями, местами, мифами, которые создавали модную историю.

Хотела бы отметить, что очень продуктивной была секция «Культурное наследие»: индустриальная история, путевые заметки, археология – всё это отразило интерес участников к собиранию смыслов, формированию культурной среды для воспроизводства и передачи опыта. Конечно, ценным было то, что практически все участники собрались в зале, в текущем моменте личные контакты стали еще дороже, чем раньше.

Замечательной была встреча по проекту арт-резиденции заповедника «Басеги». Выступили и студенты, и кураторы проекта «К вершине». Замечательно то, что в проекте участвовали студенты разных специальностей, но их объединили задания в стиле неформат. Такого им самим не придумать! Это еще раз подтверждает, что креативные индустрии построены на очень тонких профессиональных решениях, которые могут восприниматься как развлечение, но на самом деле – это преобразование мира, достижение новых смыслов.

В целом, конференция подтвердила ожидания, новые идеи возникали во все дни! Огромное спасибо организаторам!

Начальник отдела организации обслуживания посетителей Государственной Третьяковской галереи Василиса Зульфикарова

Начальник отдела организации обслуживания посетителей Государственной Третьяковской галереи Василиса Зульфикарова

На нашей секции в рамках конференции мы обсуждали основные тенденции в музейном менеджменте, которые во многом отражают кросс-индустриальные тенденции. Помимо развития онлайн платформ и сервисов, это развитие системы управления опытом и впечатлениями посетителей и человекоцентричность.  Что такое человекоцентричность для музея? Это понимание для кого мы создаем любое событие – выставку, лекцию, экскурсию… Кто наш посетитель и как сделать его счастливым.

Академический руководитель магистратуры «Менеджмент в индустрии впечатлений» НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Юлия Трабская

Трабская Юлия Георгиевна

Благодарю коллег за приглашение участвовать в конференции «Экономика впечатлений». У программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» Санкт-Петербург давно выстроена система сотрудничества с магистерской программой «Экономика впечатлений» в Перми, с академическим руководителем программы Екатериной Николаевной Шестаковой (совместные  курсы, общие проекты, участие в защитах) и, безусловно, нам всегда инверсно обменяться опытом, обсудить пути дальнейшего развития образовательного продукта, показать какие исследовательские направления мы реализуем. 

Конференция была замечательно организована, спикеры, подбор тем был очень важным для понимания актуальных вопросов в сфере менеджмента культуры, искусства, туризма. Очень важным был круглый стол, посвященный обсуждению перспектив подготовки специалистов в нашей сфере.

Директор Чердынского музея им. А. С. Пушкина Ирина Трофимова

Директор Чердынского музея им. А. С. Пушкина Ирина Трофимова

На конференции мы презентовали парфюм города Чердынь. Могу сказать, что начинаю замечать, как все перемещается из активного интерактива в чувствование. Выбираются такие направления, в которых все органы чувств максимально задействованы. Возможно, все хотят реанимировать свои рецепторы после ковида.  Например, на конкурсе «Туристический сувенир» было большое количество сувениров в сфере гастротуризма: еда, напитки. Идея с парфюмом стала набирать обороты. У коллег тоже открываются отдельные парфюмерные выставки,готовятся специальные ароматы. Парфюмерные художники приходят к классическим художникам. Так, у Театра оперы и балета есть тоже свой парфюм, который разработала Виола Новосёлова. Все идет в сторону чувствования, люди немного устали от техники и виртуализации, поэтому хочется больше эмоций.

Профессор, директор Института рекреации, туризма и физической культуры БФУ им. И. Канта Валентин Корнеевец

Профессор, директор Института рекреации, туризма и физической культуры БФУ им. И. Канта Валентин Корнеевец

На конференции сфера экономики впечатлений была рассмотрена с различных позиций: от гастрономии до экологии. Порадовало широкое национальное и международное представительство экспертов. Кроме того, были представлены проектные подходы для реализации идей экономики впечатлений и дана возможность молодежи обозначить свои приоритеты в исследованиях. Это очень важно.

Студент магистратуры «Экономика впечатлений» НИУ ВШЭ – Пермь Станислав Павлов

Студент магистратуры «Экономика впечатлений» НИУ ВШЭ – Пермь Станислав Павлов

На конференции участвовал в качестве спикера, но успел посетить почти все секции. Впечатлило разнообразие тем докладов в рамках экономики впечатлений. В особенности запомнилось заряжающее выступление Андреа Рурали, которое стало «вишенкой» всей конференции. В рамках круглого стола удалось продуктивно обсудить самые насущные темы экотуризма в Пермском крае. Я, в свою очередь, представил первые результаты масштабного исследования маркетингового профиля экотуризма.