• A
  • АБВ
  • А
Обычная версия сайта

Сниженная функция NMDA-рецепторов может вызывать состояние психоза

Исследование группы ученых, в состав которой входит старший научный сотрудник НУЛ МЭИ НИУ ВШЭ — Пермь Софья Куликова, опубликовано в журнале Schizophrenia Research. Журнал находится в ТОП-10 международных научных изданий, посвященных исследованию причин, клинической диагностики и лечения шизофрении.

Исследовательская группа открыла возможные механизмы, объясняющие психозы у людей с шизофренией. Ученые выясняли роль глутаматных  NMDA-рецепторов кортико-таламической системы в дефиците сонных веретен.

NMDA-рецепторы — это нервные клетки, которые реагируют на молекулы глутаминовой кислоты, одного из важнейших переносчиков возбуждающих сигналов. Нарушения в их работе сегодня считаются одной из главных причин развития шизофрении.

Пациенты с психозами почти всегда очень тяжело засыпают. Опыты на крысах показали, что эти проблемы связаны с пониженной активностью NMDA-нейронов в их таламусе, что переводит их в состояние, аналогичное фазе быстрого сна, которая считается ближайшим аналогом психоза.

У пациентов с психотическими расстройствами веретена сна уменьшаются, подтверждая гипотезу о том, что таламус и глутаматные рецепторы играют решающую этио-патофизиологическую роль, основные механизмы которой остаются неизвестными. Мы предположили, что сниженная функция NMDA-рецепторов участвует в дефиците веретена, наблюдаемом при шизофрении.

Подобные изменения сейчас лечатся таким препаратами, как клозапин, который снижает возбужденное состояние пациентов с шизофренией. Новые данные подчеркивают ключевую роль NMDA-рецепторов в нарушениях, сопровождающих психотические состояния, и указывают на перспективность разработки и применения фармакологических препаратов, воздействующих на эти рецепторы, для лечения психиатрических расстройств.