• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Технологии Digital Humanities для анализа коммуникативных практик

В рамках программы «Университетское партнерство» в Пермском кампусе НИУ ВШЭ проходит стажировку кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Национального исследовательского Томского государственного университета Сергей Чернышов.

Тема стажировки – «Технологии Digital Humanities для анализа конструирования социально-политических смыслов центральной власти в период присоединения Западной Сибири к Русскому государству». Сергей провел занятия для студентов-историков, изучал документы в архивах, библиотеках, а также выступил с докладом на научном семинаре цикла «Цифровые трансформации». Кроме того, совместно с руководителем стажировки, доктором исторических наук, заведующим кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь Сергеем Корниенко во время работы в Перми была подготовлена научная статья по цифровому анализу дискурсов Сибирских летописей.

В рамках исследования историк занимается анализом коммуникативных практик власти и элит посредством цифрового семантического анализа письменных источников.

Практически одновременно с присоединением Сибири верховная власть начала конструировать разные, временами взаимоисключающие версии произошедшего в официальных текстах. Перед нами стоят задачи выявления дискурсов и сопоставления результатов анализа с тестами.

В базе данных, которая используется для анализа, более 20 письменных источников, в основном это летописи. Итогом работы, которая продолжится несколько лет, должен стать электронный ресурс, на котором будут собраны оцифрованные материалы и определены взаимосвязи.

 

В интервью для сайта Сергей Чернышов поделился впечатлениями о стажировке в Пермском кампусе и о том, какие еще проекты планирует реализовать.

Цифровизация в исторических исследованиях

Пермский кампус НИУ ВШЭ в профессиональной исторической среде считается одним из сильных вузов, где развиты цифровые технологии в гуманитарных исследованиях. Для меня важно было понять, как цифровые технологии применить в моем исследовании.

Высшую школу экономики я очень люблю, сам окончил магистратуру в конце февраля. За время обучения стал амбассадором бренда Вышки. Было интересно посмотреть и региональные кампусы. Кроме того, Пермь – вотчина Строгановых, отсюда начинался поход Ермака, поэтому была гипотеза, что в архивах находятся важные для моего исследования первоисточники.

Именно первоисточников я не нашел, но в архиве и в краевой библиотеке обнаружил много материалов на тему того, как отразились события по присоединению Сибири, походу Ермака в народной памяти – это само по себе интересно. Фактически, власть ведь долгое время не могла сформулировать системную «официальную» позицию по поводу случившегося, поэтому стихийно под действием разных факторов начинает складываться «народная» версия. Думаю, что анализ динамики такого рода «народных» идей может быть темой для отдельной научной статьи.

О развитии исследования в рамках гранта РФФИ

С Сергеем Ивановичем Корниенко мы занимаемся переводом формата летописей и анализа в специальной программе. Итогом должно стать совместное исследование на тему цифрового анализа письменных источников по присоединению Сибири к России. В результате стажировки мы должны сделать дорожную карту электронного ресурса: выявить персоны, события, их встречаемость в текстах, определить между ними связи. Таким образом, нам нужно создать матрицу, которая станет основой базы данных электронного справочника, которым я буду заниматься в ближайшие два года. Я благодарен Динаре Амировне Гагариной и Сергею Ивановичу Корниенко за опыт и поддержку в исследовании.

Сейчас мы находимся на этапе анализа коммуникативных практик, пытаемся проследить, как власть и элита объясняли народу и внешней аудитории о том, что происходит. С одной стороны, материал расширяется, с другой стороны – сужается.

Нам теперь неважно, как было на самом деле, обманывали нас и современников авторы первоисточников или нет. От подобной постановки проблемы мы перешли к тому, кто или что стоит за теми или иными словами автора, какие задачи и цели преследовали, как зависит коммуникация от субъекта и др.

Грубо говоря, мне неважно выяснять, был ли Иван Грозный потомком Чингисхана «на самом деле», а важнее, по какому поводу он использовал эту легенду. С помощью цифровых технологий мы и хотим понять, почему так было – почему в этом тексте употребляются такие слова, какие словоформы были использованы, как они сочетаются друг с другом и так далее. Для меня – это очень существенные результаты стажировки.

Стажировка поддержана грантом РФФИ № 19-39-60002\19 «Конструирование социально-политических смыслов в коммуникативных практиках центральной власти в период присоединения Западной Сибири к Русскому государству».