• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Участие в олимпиаде — это адреналин»

Научные сотрудники НИУ ВШЭ — Пермь Алексей Бузмаков и Софья Куликова о Всеросе-2019, о математической подготовке и о том, как полюбить занятия математикой.

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике в этом году проходил в Пермском крае. Сотрудники научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований НИУ ВШЭ — Пермь Алексей Бузмаков и Софья Куликова проверяли работы участников в качестве членов жюри. Они поделились впечатлениями от олимпиады и дали советы по подготовке к ней.

О всероссийской олимпиаде школьников

Мы участвовали в проверке заданий Всероссийской олимпиады в первый раз, поэтому было интересно. В каждый из двух дней школьники решали 4 задачи. Мы проверяли задания для 10 класса. [Алексей:] До этого я участвовал в олимпиаде в качестве участника, теперь посмотрел на организацию олимпиады такого уровня с другой стороны.

Честно говоря, три из четырех заданий первого дня показались скучными (даже по сравнению с областным этапом олимпиады). То есть, было сразу понятно, как их решать, дальше — только аккуратно довести до конечного ответа. Хотя, надо сказать, участникам это не всегда удавалось. По темам их разделить сложно, но задания включали в себя геометрию, функциональные уравнения, теорию чисел, комбинаторику. 

Были и забавные моменты. Некоторые задачи можно было решить коротко и быстро, но участники писали трактаты на несколько страниц. Такие работы сложно проверять: пытаешься вникнуть в логику решения в каждой работе. Например, третья задача. У нее было красивое авторское решение, где никуда не нужно было закапываться, а от участников были решения на 11 листов А4. Эту задачу мы проверяли половину вторника, всю среду и половину четверга. То есть, уже закончилась часть проверок второго дня, пока мы проверяли задачи первого.

В олимпиаде участвовали китайцы и болгары. Они писали решение на своих языках, поэтому на проверку приходили представители делегаций и, сидя с жюри, переводили и расшифровывали работы школьников. Мы их работы не проверяли, но наблюдать было очень любопытно. Причем они участвовали вне конкурса, для них эта олимпиада была как тренировка.  Из-за переводной процедуры полноценное соревнование устраивать не получается, но потренироваться можно. Кстати, одну из задач по геометрии для 10 класса решили все четыре китайца и только трое наших ребят.

Участие в олимпиаде — это адреналин. Здесь все, как в спорте: хочется понимать, что ты — лучший.

Еще была история, когда на показе работ мы «подняли» баллы одному участнику с 2 до 6. В идеале, конечно, оценки после показа работ не должны меняться. В реальности получается иначе: к решению «вязких» задач, как третья, есть несколько возможных подходов. У нас было несколько повышений баллов, связанных как раз с тем, что без школьника его решение выглядит как поток мыслей с неочевидными связями, но после пары комментариев все становится на свои места.

Хочется, конечно, попросить участников писать разборчивее. Некоторые спорные моменты были связаны с тем, что было непонятно, что писал школьник. Иногда участникам недостает грамотности. В одной работе можно увидеть слово «симметрия», написанное четырьмя разными способами.

В этом году среди призеров есть двое участников из Пермского края. Это достаточно типичная ситуация, потому что было много участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. У них там есть центры подготовки к олимпиадам, а у нас это в основном происходит на базе школ: 9, 17, 146.

О подготовке к олимпиаде и любви к математике

Если нет центров подготовки, можно готовиться самостоятельно. Брать сборники задач и прорешивать их. Это сложный путь, для него требуется самоорганизация. В пермских школах преподаватели часто готовят участников индивидуально, прорабатывают отдельные темы, задачи.

Хорошая задача должна мучить, она не должна давать спать. У школьников нет работы, которая может отвлечь, поэтому они могут сидеть и мучиться над ней, решать день и ночь.

Путь к математике у каждого свой. Когда есть какая-то игра, какой-то челлендж, это помогает. Мы участвовали в математических боях. Мероприятий такого формата сейчас нет в Пермском крае, но будет хорошо, если они снова появятся. Бои включают в себя состязательность, командную работу, совместный поиск ошибок как в своём решении, так и в решении команды-противника, проработку тактики. Любая олимпиада — это попытка геймификации математики.

В ЕГЭ, если честно, нет интересных задач. В целом, проблема школьной математики в том, что это история не столько про саму математику, сколько про ее язык. Мы не решаем интересные задачи, а просто учимся, как делать a, b, c — некоторые технические действия. Грубо говоря, это все равно, что учить английский язык, чтобы знать слова, а не чтобы на нем общаться. Олимпиадная математика все-таки интереснее.

Об учебе в университете

Мы преподаем в пермском кампусе Вышки на программах бакалавриата «Бизнес-информатика» и «Программная инженерия». В магистратуре — на программах «Smart-маркетинг: данные, аналитика, инсайты» и «Информационная аналитика в управлении предприятием». Ведем курсы во многих областях знаний: от нейронаук до машинного обучения, и везде требуется знание и понимание математики.

Мы ждем студентов с развитым критическим мышлением. Хочется, чтобы они не боялись делать неверные шаги и чаще задавали себе вопрос «Зачем?».