Софья Рудник: «Сейчас я работаю там, куда приходят преподаватели после пар. Это замечательные люди, с которыми можно обсудить тысячи тем»
Как говорит Софья: «Когда-то я случайно зашла в Вышку и задержалась более чем на шесть лет». Новая героиня нашей серии еженедельных интервью с выпускниками - сотрудник Пермского кампуса Высшей школы экономики, бакалавр истории, магистр маркетинга, в планах – защита кандидатской по археологии.
О поступлении в Вышку
В Вышку попала случайно: у меня была возможность подать документы в пять вузов - я подала в каждый. Думала, что в Вышке нужен экзамен по английскому, поэтому не планировала поступать, но мама как-то сказала, что в этом году на социально-гуманитарный факультет экзамен не нужен - приехала, подала документы. Не знаю, почему именно на «Историю». Наверное, потому что у меня был прекрасный учитель, она меня вдохновила настолько, что я решила стать историком.
О Вышке тогда почти ничего не знала. У меня были знакомые, которым нравился этот университет, которые ездили на летние и зимние школы, на мероприятия для абитуриентов, но я тогда была не настолько знакома с Вышкой.
О первом учебном дне
В первый же день в Вышке мы опоздали. Изначально, мы образовали маленький «клан» из своего города в общежитии. И вот этой компанией мы вышли 1 сентября, сели на автобус и поняли, что едем не туда, и в итоге опоздали на пары. Еще помню, как вручили студенческий в первый день.
О самом ярком воспоминании
Археологическая практика! Впервые я поехала на втором курсе и, кажется, уже навсегда «там». Не понимаю тех студентов, которые не хотят ехать. Сколько мы обсуждали с группой после выпускного, и когда уже прошло какое-то время: археологическая практика – то, что запомнилось всем и надолго!
О преподавателях
С лекций каждого преподавателя что-то запомнилось. Например, когда на всю Вышку играла классическая русская музыка – в аудитории жарко, а у нас «История русской музыки», Михаил Евгеньевич Пылаев открывал дверь, и колокольный звон или Рахманинов звучал по этажам. И все сразу же понимали, где сидят историки. Мы читали книги, много книг - спасибо Петру Алексеевичу Моисееву, который заставлял нас на первом курсе это делать, а потом мы сами просили его посоветовать нам интересные книги. Это были самые прекрасные четыре года, мы отрывались, как могли!
«Я четко осознаю, что когда-то я сделала правильный выбор, потому что мне нравилось учиться, хоть это и было сложно. Мы учили ночами, мы пытались списывать, но у нас не получалось».
О первом экзамене
В октябре мы еще не поняли, что такое «сессия», а вот первая зимняя сессия была очень жесткой. Первый экзамен – «Введение в историю человечества» у Максима Павловича Трофимова. Это было прямо «что-то с чем-то». Мы списывали, а он это видел и потом задавал вопросы, чтобы хоть как-то нам помочь. А я не умела списывать, совсем. У меня даже по глазам было видно, что я списываю. Да я, мне кажется, и сама уже готова сказать об этом. Но мы все сдали.
«Не было дискомфорта по поводу четырех сессий и вообще «вышкинской» системы. Нас изначально поставили в эти рамки. Что такого?»
О поступлении в магистратуру
Я изначально хотела в Вышку, не хотелось переходить на старую систему обучения классических вузов. Тогда я лавировала между кампусами Вышки. Решила, что в каждом городе это будут разные специальности. В Перми подала документа на «Маркетинг», в Москве - на социологию, а в Питере - на историко-международную программу. На московском варианте я не сильно акцентировала внимание, а в Питер я хотела - там было собеседование на английском и много вступительных, но после того как я поступила, я поняла, что не хочу там учиться и уехала. Помню, что во время поступления была в археологической экспедиции, и вот я копаю и вижу, что поступаю на «Маркетинг» в Перми, и говорю всем «я не хочу в Питер, не хочу там учиться». Кроме того, в учебном плане все было то же самое, что я уже проходила в бакалавриате, только на английском языке. А «Маркетинг» мне очень нравился - хотелось чего-то прикладного. «История» - это больше про классическое образование, а «Маркетинг» - это про работу: сидеть и делать ручками, а мне это было нужно.
Об обучении в магистратуре
Сначала чувствовала, что отстаю от тех, кто учился на «Менеджменте», потому что им это все давали - а ты сидишь, и как будто на другом языке говорят, но у меня довольно быстро получилось подтянуться. И мне понравилось учиться, несмотря на то, что это было тяжело.
«Ирина Николаевна Шафранская - это армия спасения в одном человеке, она не давала опустить руки».
Было тяжело именно перестроиться: четыре года тебя учили мыслить вот так, а теперь ты должен научиться мыслить по-другому, заканчивая тем, как ты должен писать научные работы. Это большая разница. Но те навыки, которые дает эта магистерская программа, на самом деле, учат не исключительно маркетингу, они меняют образ мысли - он становится более систематизированным, ты знаешь некоторые инструменты. Допустим, на маркетинговой инженерии нам давали инструменты, которые можно и в археологии использовать.
«Писала магистерскую диссертацию с большой помощью Ирины Николаевны и всех преподавателей на кафедре. И мама, конечно, тогда включила «суровую маму», сказала, что не примет, если не напишу».
О планах поступления в аспирантуру
Я знаю, куда я хочу - не в плане города, а в плане направления - археология. Я знаю все пути, осталось только поступить через год. Сейчас мне нужно время, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам: выучить философию - еще полбеды, а вот выучить археологию - это беда.
О работе
Раньше я работала на государственной службе, а сейчас «кайфую» от работы в Вышке. Наверно, я бы не любила так свою работу, если бы не преподаватели. Как студент, ты сталкиваешься с преподавателем, который ведет у тебя пару и куда-то уходит. Сейчас я работаю там, куда они приходят после пар.
О Перми
Я люблю свою работу и люблю Пермь - не представляю себя в другом городе.
«Я пробовала жить, например, в Питере - но на четвертый день меня «ломает», я хочу обратно.
Для меня Пермь - самый комфортный город для жизни: он не такой большой, его можно обойти пешком. Он не такой многолюдный, тут нет "муравейника". И он прекрасен. Да, тут нет красот Петербурга, где на каждом шагу исторический памятник, но у нас тоже есть много интересных мест, куда можно сходить.
О том, что дала Вышка
«Я работаю в Вышке, учусь уже шесть лет - единственное, не живу здесь. Вышка затягивает».
Хорошее образование, работу, друзей и людей вообще... В Вышке концентрация таких людей - самых замечательных и потрясающих.
Совет студентам
Вы больше нигде не почувствуете всей прелести обучения - в других вузах все живут отдельно, в своих «мирках», а Вышка - это большой общий мир.
Трофимов Максим Павлович
Шафранская Ирина Николаевна