«Надо задумываться о карьере как можно раньше и всегда делать больше, чем другие»
Мы открываем серию интервью о работе выпускников после окончания пермской Вышки, в которых рассказываем о том, что помогает им развиваться и с какими трудностями они сталкиваются. Герой нашей публикации — выпускник образовательной программы «Экономика» Александр Шибанов, ставший победителем кейс-чемпионата от Unilever и получивший работу в московском офисе компании.
Александр Шибанов вместе с сокурсниками Андреем Масленниковым и Владимиром Быковым в 2014 году стал победителем российского этапа международного конкурса Unilever Future Leaders' League, а затем принял приглашение работать в московском офисе компании Unilever.
— Александр, почему при поступлении в Вышку Вы выбрали экономику?
— Меня с детства интересовала экономика в целом. Мне было интересно, как это работает. Я всегда относился к экономике как к огромному спектру возможностей: можно пойти работать в ритейл, можно в банк, в любую сферу. Честно говоря, я долго выбирал между экономикой и менеджментом. Многие предпочитают менеджмент, так как хотят управлять — это привлекает людей. Я выбрал экономику, потому что, на мой взгляд, она более фундаментальна, в ней больше математики, что, на мой взгляд, очень полезно. Поэтому мне кажется, что экономика дает прекрасную базу для дальнейшего профессионального развития.
— Что дала Вам Вышка?
— Ценность университета заключается не в каком-то наборе знаний, а в развитии умения учиться. Вышка очень хорошо это делает — учит учиться, быстро разбираться в огромном количестве информации, анализировать ее, выделять самое важное, структурировать. Этот тот навык, который помогает мне намного больше, чем какой-то конкретный закон или формула.
— Вы стали победителем кейс-чемпионата от Unilever. Ожидали этого?
— В 2014 году мы с командой экономического факультета пермской Вышки участвовали в кейс-чемпионате Unilever Future Leaders’ League — это международное состязание, в котором принимают участие ребята со всего мира и решают задачи от компании Unilever. Вначале мы прошли на полуфинал в Екатеринбурге, а затем на финал в Москве, куда было отобрано 12 команд из 800. На финал мы ехали, чтобы получить опыт, и не думали, что победим. На финале мы очень страстно отнеслись к поставленной задаче, хотели сделать очень крутое решение. В итоге у нас это получилось! Когда объявили, что мы стали победителями, мы растерялись от неожиданности. Вообще это был потрясающий момент, который реально доказал, что все возможно и не надо поддаваться стереотипам (например, если вы не из столицы, вы ничего не можете добиться). На самом деле мы можем все. И на следующий год ребята из пермской Вышки доказали это, победив второй год подряд. Это был фантастический результат! После чемпионата мы ездили в Лондон, в главный офис компании Unilever.
— В Лондоне Вы тоже участвовали в чемпионате?
— Да, но победить нам не удалось. Однако это был потрясающий опыт понимания, насколько на самом деле этот мир доступен. С нами были ребята, которые приехали со всего мира, более чем из 30 стран — все очень разные, но всем был присущ драйв и желание изменить мир. Мы до сих пор общаемся в соцсетях и делимся проблемами/достижениями. Сейчас кто-то входит в фонд «Юнисеф» и занимается сохранением воды в Африке, кто-то достиг больших карьерных высот. Например, в Германии ребята запустили классный стартап и уже вошли в список миллионеров. А 2 года назад они соревновались с нами на кейс-чемпионате! Это потрясающая мотивация: когда видишь, чего добиваются другие люди,— это дает дополнительный прилив сил.
— Как Вы получили приглашение работать в Unilever?
— В Лондоне мы познакомились с глобальным СEO Полом Полманом, встретились с большим количеством лидеров, посмотрели, как работает компания. Мы реально влюбились: нам рассказывали потрясающие вещи и очень хорошо относились. Мы получили Fast traсk на программу Unilever Future Leaders League — это программа для будущих лидеров. На программу очень большая конкуренция: проходит примерно 1 из 100. Каждый год набирают около 25 человек, при этом победа в чемпионате не гарантирует, что ты пройдешь в компанию. Мы преодолели этот непростой этап и получили предложение о работе с выходом в сентябре, после завершения учебы. Помню, после выпуска у меня было очень комфортное лето: когда многие начали искать работу, у меня было время немного отдохнуть и провести время с семьей.
— Как строится программа?
— 2,5 года работы, за которые нужно пройти через 4-5 разных отделов, чтобы набраться опыта и стать менеджером. Менеджер — это управленческая должность, человек, который отвечает за свою часть бизнеса. Вообще средний путь от специалиста до менеджера в Unilever занимает 5-7 лет, здесь же за два с половиной года нужно получить богатый опыт, чтобы стать достаточно зрелым, ответственным для успешного выполнения руководящей роли.
— Были ли сложности на начальном этапе?
— Первое время было очень тяжело, много стресса, самокопания. Вместе со мной на программу в Unilever на программу UFLP пришло 15 человек, и у каждого просто потрясающий опыт, большое количество достижений. В самом начале я много думал: «Справлюсь ли я в такой конкурентной среде или нет?! Будут ли ко мне относиться всерьез?!» Потом все это проходит, потому что тебя начинают оценивать по реальному результату, а не по предыдущим достижениям. Я бы порекомендовал никогда не бояться громких титулов, громких названий университетов (Гарвард, Кембридж) — это все неважно; важно, насколько ты можешь создавать ценность для компании. Если вы уже отобраны для программы, если вас взяли на работу — значит, компания видит в вас того человека, который ей нужен, потому что 1 из 100 — это реально конкурентный отбор.
— Чем Вы сейчас занимаетесь в компании?
— Уже 1 год и 5 месяцев я работаю в московском офисе компании Unilever. За это время у меня было три ротации. Сначала я занимался продвижением компании Unilever как работодателя, организовывал кейс-чемпионат для студентов и занимался созданием digital-стратегии. Затем у меня было несколько проектов по маркетингу в категории Foods (майонезы и соусы бренда Calve). Сейчас я возглавляю проект «Digital 2.0» в России — это один из приоритетных проектов для компании на ближайшие годы. Мир никогда не будет меняться так медленно, как он меняется сейчас, и нам необходимо адаптироваться и быть максимально гибкими. В Unilever мы понимаем, что мы не будем успешны, если не будем меняться согласно рыночным условиям. В рамках этой ротации мы много коммуницируем с глобальной командой и командами в России, запускаем новые системы, которые помогают коллегам работать более эффективно в сфере digital, рассказываем, как это делать правильно. Мы еще в начале долгого, но очень важного пути.
— Что Вас привлекает в компании Unilever?
— Мне очень нравится в компании то, как много она вкладывает в твое развитие. Например, у каждого из нас есть ментор, который помогает тебе в развитии внутри компании. Обычно ментор — это директор или вице-президент с богатым профессиональным и управленческим опытом. Встречи с ментором помогают посмотреть на проблему под другим углом, лучше понять самого себя и построить план развития в компании. И в целом руководство компании очень открыто, весь совет директоров сидит в open-зоне, у них нет своих кабинетов, к ним всегда можно обратиться с вопросом. Общаться много с лидерами — это очень ценно. Они мыслят другими категориями, смотрят на перспективу нескольких лет и принимают решения, исходя из этого.
Отличительной чертой программы UFLL является, в том числе, то, что нам дают право на ошибку. Мы стараемся много экспериментировать, приносить новые идеи в бизнес, не придерживаться статуса-кво. Разумеется, это сопровождается ошибками, но именно эти ошибки делают нас более мудрыми, зрелыми и профессиональными. Делать что-то впервые всегда очень сложно, ведь нет конкретной инструкции, которая приведет к идеальному результату, поэтому в компании Unilever с пониманием относятся к ошибкам, но если ты допустил одну и ту же ошибку несколько раз — это уже повод задуматься.
— Что бы Вы могли посоветовать студентам Вышки?
— Вообще всем студентам я хотел бы порекомендовать, чтобы они как можно раньше начали задумываться о карьере, понимали, чего хотят добиться. Мы были одними из первых, кто начал принимать участие в кейс-чемпионатах, потом уже другие ребята стали присоединяться. Искать дополнительные возможности для личного развития — это очень важно. На собеседовании всегда будет вопрос: почему мы должны взять именно вас. Всегда должен быть четкий и однозначный ответ: я лучший в такой-то отрасли, у меня есть такой-то опыт. Надо задумываться о карьере как можно раньше. И при этом делать всегда больше, чем делают другие, — тогда вероятность карьерного успеха возрастает.