Студенты пермской Вышки решали бизнес-кейс Сбербанка
У студентов базовой кафедры Сбербанка НИУ ВШЭ – Пермь один из семинаров прошел в формате деловой игры. Ребята разрабатывали и защищали решения бизнес-кейса, связанного с урегулированием проблемной задолженности.
Студенты разделились на 2 группы: каждая должна была продумать и обосновать стратегию и план работы банка в рамках кейса. В описанной ситуации собственник месторождения взял кредит в Сбербанке, но в результате крупной аварии основной контракт предприятия оказался под угрозой срыва. Собственник месторождения перестал вносить платежи по кредиту, у него образовалась также большая задолженность по заработной плате. Студенты должны были предложить оптимальное решение по урегулированию проблемной задолженности с максимальной выгодой для банка.
Первая группа предложила банку дефолтную стратегию: сначала провести переговоры с компанией и обсудить условия мирового соглашения. Далее подать в суд взыскание на сумму просроченной задолженности по кредиту и заключить мировое соглашение. При этом одновременно заниматься поиском цессионария, готового выкупить проблемный кредит. Студенты предположили также, что у должника за это время может появиться возможность возобновить платежи по кредиту.
Вторая группа выбрала кредитную стратегию. Ребята предположили, что у банка уже есть цессионарий на данный кредит. Студенты подчеркнули, что цессионарий конкурирует с должником в одной сфере бизнеса и испытывает личную неприязнь к нему, поэтому готов выкупить задолженность, решить проблемы с налоговой инспекцией и долгам по заработной плате, наладить производство. Банк в свою очередь кредитует цессионария, получает проценты по кредиту и уменьшает убытки.
Кураторы студентов из подразделений Западно-Уральского банка Сбербанка России подчеркнули, что цессионарию передаются только права требования по кредиту, поэтому месторождение (оно не находится в залоге) не достанется цессионарию и восстановить производство он не сможет. С одной стороны, вариант решения кейса, предложенный второй группой, был отмечен как более проработанный, с другой — вызвал множество вопросов. Идея же студентов первой группы оказалась более реальной для решения возникшей у банка проблемы.