• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сергей Бровцев: «На хорошую идею всегда найдется инвестор»

Предприниматель, инвестор, лидер и идейный вдохновитель холдинговой компании, генеральный директор ООО «Кастом Кэпитал Групп» Сергей Бровцев стал первым экспертом нового проекта BusinessTalk. Сергей поделился, какими качествами должен обладать успешный управленец, какой бизнес лучше открывать в период кризиса и что влияет на решение инвестора при выборе проекта.

Сергей Бровцев: «На хорошую идею всегда найдется инвестор»

— Сергей, кто для Вас является авторитетом в бизнесе/управлении? Кто Вас вдохновляет?

— Если честно, авторитетов нет. Мне приходится много общаться с разными людьми, у которых можно почерпнуть что-то полезное для себя. Чаще всего это практики с богатым жизненным опытом, готовые делиться своими историями успеха и поражений в бизнесе. От одного из таких людей еще в 1990-х я услышал фразу, похожую на библейскую заповедь: «Не надо искать для себя гуру в любой сфере». Я с этим полностью согласен.

Любой опыт всегда получаешь только через себя и свои действия. Учиться на чужих ошибках – от лукавого. Нет универсальных рецептов даже в схожих ситуациях. Если человек, как нейросеть, обучается сам, анализирует свои шаги, то он двигается вперед.

 

— На Ваш взгляд, какие три главных качества присущи успешному управленцу?

— Важно понимать, что имеется в виду под словом «управленец»: новатор, развивающий бизнес или администратор, который осуществляет операционную деятельность. Первые придумывают новые идеи для бизнеса и их монетизируют. Вторые, условно, берут все, что до них было придумано, и хорошо этим управляют. Для каждого случая – разные управленческие качества.

Если топ-менеджер умело идет к поставленной цели, устанавливает регламент и налаживает взаимодействие с персоналом, знает, как правильно оптимизировать финансы, – это успешный управленец. В этом случае большую роль играет не только самоорганизованность и умение организовать людей вокруг себя, но и умение анализировать, как и почему достигли успеха или потерпели неудачу.

Очень важно уметь выстраивать взаимодействие с коллективом, партнерами, делегировать полномочия и брать на себя ответственность за неправильные или непопулярные решения. А не, как это часто бывает, приписывать успехи себе и в неудачах винить всех вокруг.

 

— Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность Пермского края? Как на нее повлиял кризис и введение санкций?

— Инвестиционная привлекательность Пермского края – это, скорее, аллегория. Исторически наш регион был большой промышленной зоной, где много предприятий, в том числе сырьевого характера, например «Уралкалий» или «Метафракс». Конечно, инвестиции в такие крупные предприятия всегда были, есть и будут.

Но если мы говорим о каких-то малых формах бизнеса и придумывании чего-то нового, кроме того, что у нас до недавнего времени была самая низкая ставка по налогу на прибыль среди регионов, других причин прийти в край и развивать бизнес я не вижу. Проблема не в кризисе и санкциях, а в отсутствии интереса со стороны властей в развитии этого направления. К сожалению, любые попытки «умирают» где-то в недрах ведомств.

— По Вашему  мнению, налоговые льготы способные помочь в развитии промышленных предприятий?

— Если рассматривать налоговые льготы в инвестиционной части, когда для предприятий открываются возможности (например, закупать новую технологию), — это существенная помощь.

Например, имеет смысл освобождать от НДС на ввозимое оборудование или от налога на это имущество, потому что оно и так очень дорогое. Если ты привозишь его в Россию, ты уже делаешь благо для страны. Но в целом, к дотациям я очень плохо отношусь, потому что они расслабляют людей. Построить успешный бизнес, в котором изначально есть  расчет на дотации, невозможно.

 

— Как Вы считаете, кризис — это время возможностей или время выживания? Сейчас подходящее время для стартапов? И какие виды бизнеса в тренде?

— В период кризиса возможностей больше, если у тебя есть личные деньги, а не кредитные. Сейчас, например, появляется очень много торговых площадей, которые в будущем уже будет невозможно купить и арендовать за те суммы, что предлагаются сейчас.  

Хороший стартап всегда выживет, потому что, как я понимаю, это не только отличная идея, но и тщательный анализ рынка, в том числе такого показателя, как своевременность.

Сейчас, как ни странно, самые интересные стартапы открываются в сфере услуг, например  в торговле, в сфере питания. Многим удается найти и предложить то, что люди, несмотря на кризис, готовы потреблять. Главное — не стоит питать иллюзий насчет господдержки. Нужно руководствоваться принципом «если хочешь сделать что-то, делай сам, ни на кого не надейся».

Понятно, что, несмотря на призывы правительства вкладывать в длинные проекты с окупаемостью 5-7 лет, желающих не так много. Ведь это действительно не имеет никакого смысла. Но даже короткий стартап с маленьким сроком окупаемости сталкивается с административными барьерами: сложной процедурой регистрации, получением нужных документов. Все это начинает тормозить проект, и в какой-то момент могут просто закончиться деньги на развитие.

 

— Что становится решающим фактором для инвестора при принятии решения?

— Один из решающих факторов — эмоциональное восприятие. Инвестора надо попытаться зацепить чем-то, впечатлить, заразить своей идеей, правильно ее преподнести. Тогда и на бизнес-план он по-другому посмотрит. А если нет идеи, то какой бы бизнес-план ни был хороший…

По моим наблюдениям, самая распространенная ошибка — воспринимать инвестора исключительно как источник финансов. Это не так. Инвестор будет принимать участие в стартапе, поэтому с ним должно быть комфортно. Каждая из сторон должна четко понимать, за что отвечает. Не надо бояться «отдаваться» первому встречному.

На самом деле, выбор инвестора – такой же важный процесс, как выбор половинки, с которой ты потом будешь вместе растить ребенка. Я убежден, что на хорошую идею всегда найдется инвестор. Можно очень долго его искать, но оно того стоит. К тому же есть способы, технологии и организации, помогающие в поисках инвестора.

— Что необходимо предпринять, чтобы у нас развивался малый и средний бизнес? 

—  На мой взгляд, малый бизнес на то и малый, — он должен развиваться сам. Максимальное упрощение взаимодействия с органами власти, а также фонды, компенсирующие кредитную ставку для стартапов, пожалуй, — единственное, чем можно помочь.

Когда слышишь заявление, например, Андрея Костина, о том, что нет никакого смысла помогать малому и среднему бизнесу, не надо его кредитовать, потому что никакой пользы он не принесет, понимаешь направление политики. И лишний раз убеждаешься, что рассуждать о том, как поддержать развитие малого и среднего бизнеса, вообще не стоит. Он сам будет жить и развиваться: чем меньше ему мешают – тем лучше.

 

— Как Вы оцениваете экономическую ситуацию в России? Действительно ли пик кризиса пройден? 

— Пока мы вошли в стабильную тяжелую фазу. Многие ошибочно трактуют стабилизацию как наступление чего-то хорошего. На самом деле просто замедлился темп падения – теперь ситуация не резко ухудшается, а по чуть-чуть.

Внутренняя политика, финансовые и законодательные ужесточения — все идет к тому, что будет еще тяжелее. Банковская система в непонятном состоянии, долги растут, предприятия не могут получить кредиты и инвестировать.

С одной стороны, чем дольше будет плохо, тем, как ни странно, лучше для страны, потому что придется оптимизировать структуру правительства. С другой стороны, пока нет ни одного сигнала о том, что мы куда-то дошли, есть только миражи, которые все время исчезают, а мы продолжаем идти дальше.