«Соседи по науке»: «Рынок, поставщики, потребители»
В рамках секции «Рынок, поставщики, потребители» второй внутривузовской конференции «Соседи по науке» обсуждались вопросы выбора в ритейле, моделирования спроса, бизнес-образования, банкротства застройщиков, измерения мобильности абонентов сотовой связи и многие другие.
В рамках секции «Рынок, поставщики, потребители» второй внутривузовской конференции «Соседи по науке» обсуждались вопросы выбора в ритейле, моделирования спроса, бизнес-образования, банкротства застройщиков, измерения мобильности абонентов сотовой связи и многие другие.
Открыл работу секции доклад младшего научного сотрудника исследовательской группы GAMES Натальи Кочкиной. Она рассмотрела аспекты моделирования спроса на примере множественного выбора в ритейле. Исследование основано на данных чеков продуктовой сети «Семья» за 2009–2014 гг. (категория — фрукты). В рамках работы проверялось несколько гипотез и выяснилось, к примеру, что покупатели зачастую выбирают сразу несколько видов фруктов: доля таких чеков составила 32–35%. В то же время, как правило, потребители покупают фрукты только одного производителя или вида.
Преподаватель департамента экономики и финансов, стажер-исследователь Сектора эмпирического анализа рынков и компаний Ольга Новикова рассказала о моделировании спроса на дифференцированный товар. Она отметила, что исследование находится на этапе разработки и построения математической модели и проводится на основе данных чеков продуктовой сети «Семья», категория — чай.
Студентка 4-го курса направления «Экономика» Марина Цевилева представила совместное исследование с доцентом департамента экономики и финансов Дмитрием Потаповым по изучению потребительских предпочтений при выборе сока. Она отметила, что используемые данные позволяют учесть индивидуальный выбор в каждый момент, а не по неделям, как обычно изучается.
Специалист Регионального центра подготовки специалистов для системы государственных закупок Анна Вачегина рассказала об актуальных проблемах определения поставщика/подрядчика путем проведения запроса котировок.
Стажер-исследователь НУГ «Эмпирическая оценка спроса» Мария Окуневапредставила исследование эффективности индивидуального таргетинга с помощью рекламы в мобильном приложении. Исследование проводится в сотрудничестве с розничной продуктовой сетью «Семья» на основе их мобильного приложения. Результаты исследования таковы: наибольшая скидка приводит к увеличению посещений магазина на 2–5%; более эффективной является реклама уже знакомого потребителю по прошлым покупкам товара, то есть такого, к которому он более лоялен. В качестве ограничений исследования Мария назвала проведение лишь одной рекламной кампании для одной сети магазинов и отсутствие информации о поведении пользователей онлайн.
Стажер-исследователь НУГ «Эмпирическая оценка спроса», студентка 4-го курса направления «Экономика» Анна Возмищева рассказала о моделировании склонности потребителей к минимизации издержек при выборе тарифного плана. Исследование проводится в рамках Сектора ЭмАРК. Анна отметила, что рост популярности сервисов подбора тарифов говорит о том, что абонентам не всегда удается выбрать наиболее выгодный в плане издержек тариф. Согласно информации, которая предоставляется этими сервисами, более половины (52%) их пользователей действительно могли бы сэкономить, выбрав другой тариф. Автор пришла к выводу, что абоненты в целом ведут себя рационально и анализируют расходы на сотовую связь, при этом большая склонность к анализу прослеживается у абонентов с большим спросом.
Доцент департамента менеджмента Екатерина Загороднова презентовала совместное исследование с руководителем Международной лаборатории экономики нематериальных активов Еленой Шакиной. Научно-прикладная работа основана на данных Высшей школы экономики и направлена на построение модели асимметрии информации на рынке бизнес-образования. Автор отметила, что рынок бизнес-образования специфичен и требует новых подходов к привлечению потребителей. Екатерина рассказала о четырех ключевых особенностях данной сферы: высокой степени неоднородности образовательных программ и дифференциации потребителей, высоких требования к содержанию и формам программ, высокой мотивация обучения. Как работать с сегментом бизнес-образования? Как и чем привлекать потребителей в условиях сильной конкурентоспособности и неопределенности? Как определить цену и максимизировать прибыль? Результаты исследования должны дать ответы на эти вопросы.
Доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Ксения Кондратьеварассказала о защите прав участников долевого строительства при банкротстве застройщика. Она объяснила, как изменило ситуацию с банкротством застройщика введение в Федеральный закон в 2011 г. отдельного параграфа, посвященного этой сфере. В частности, Ксения Кондратьева подчеркнула, что это решило и вопрос со снижением социальной напряженности.
Стажер-исследователь GAMES, студентка 4-го курса направления «Экономика» Светлана Кузьменкова представила исследование мобильности как потенциального фактора потребления услуг сотовой связи. Насыщенность рынка сотовой связи в России сегодня довольно высока: согласно данным AC&M Consulting, на одного жителя страны приходится чуть более 1,5 sim-карт. Исследование Светланы Кузьменковой основывается на данных об абонентах компании «Ростелеком» с ноября 2011 г. по ноябрь 2012 г.: дате, длительности и стоимости каждой потребленной услуги, а также точном месторасположении абонентов (адресе базовой станции). Светлана пришла к выводу, что мобильность (она была измерена расстоянием) влияет на поведение абонентов сотовой связи как при оценке тарифного плана, так и при оценке потребления услуг.
В завершение работы секции преподаватель департамента экономики и финансов, научный сотрудник Сектора эмпирического анализа рынков и компаний Алексей Чадов рассказал о различных подходах к измерению географической мобильности абонента сотовой связи.
Все доклады вызвали интерес слушателей, после выступлений возникали оживленные дискуссии и конструктивные обсуждения. Одна из участниц работы секции — Светлана Кузьменкова — поделилась впечатлениями: «Для меня это первый подобный опыт. Мне было вдвойне сложнее, потому что я еще студентка, а на конференции выступала перед преподавателями, причем самых разных департаментов. Но опыт этот оказался очень полезным, я получила хороший фидбэк. Опыт очень ценен еще и потому, что я представляла свой дипломный проект».