Цзянь Сяоянь: «В России уникальная система дополнительного образования, которая ценится во всем мире»
В работе I Международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ принимала участие доцент Китайской академии педагогических исследований Цзян Сяоянь. Она представила доклад об инновационной деятельности в сфере общего образования в КНР. Цзян Сяоянь также присутствовала на одной из секций конференции, посвященной внеурочной деятельности. В интервью для сайта пермской Вышки она поделилась впечатлениями от выступлений на конференции и рассказала об отличиях российской и китайской системы образования.
В работе I Международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ принимала участие доцент Китайской академии педагогических исследований Цзян Сяоянь. Она представила доклад об инновационной деятельности в сфере общего образования в КНР. Цзян Сяоянь также присутствовала на одной из секций конференции, посвященной внеурочной деятельности. В интервью для сайта пермской Вышки она поделилась впечатлениями от выступлений на конференции и рассказала об отличиях российской и китайской системы образования.
— Цзян, каковы Ваши впечатления от первого дня работы конференции?
— В первый день я представляла свой доклад, поэтому очень волновалась. Мне предстояло выступление на русском языке, которым я владею достаточно хорошо, но все-таки это не мой родной язык. Кроме того, мне трудно выступать без текста перед глазами. К сожалению, поэтому мне сложно что-то сказать по докладам первого дня, отмечу, что выступали ведущие специалисты системы образования в России и Америки. Их опыт, концентрированный в докладах, интересен и ценен.
— Какой доклад в рамках секции, на которой Вы присутствовали, запомнился больше всего?
— Меня очень заинтересовало выступление директора и методиста МБОУ ДОД «Верхнегородковский детский центр народных ремесел» о строгановском меме как культурной ценности. Несмотря на то, что педагоги приехали, как я поняла, из небольшого поселка, они показали высокий уровень знаний, выступление было живым и запоминающимся. Я представляю, что условия жизни у них не такие, как в Перми, в Москве и в других городах, но они с любовью относятся к детям и своей работе. Это очень важно.
— Какие выступления Вы бы еще отметили?
—Отмечу доклад Нафисы Габдуллиной — руководителя центра проектной деятельности гимназии из Чернушки. Она одна разработала критерии оценки личности ребенка, а это очень сложная работа. Определить критерии успешности образования легко: для этого есть экзамены, контрольные работы, которые показывают успешность учащихся. Что касается личности, то определить критерии развития личности ребенка — трудоемкая работа, необходимо было приложить для этого много усилий, нужно «гореть» своей работой.
Меня также впечатлило выступление учителя французского языка пермской школы № 22 Любови Зарубиной. Хотя она не учитель истории, по ее инициативе началась системная работа по изучению истории школы, что очень ценно для ребят. Любовь начинается с малого: если дети любят свою школу, они будут любить свою страну. На мой взгляд, Любовь Зарубина реализует очень важный проект.
— Есть ли во всех этих докладах что-то общее?
— Эти выступления заинтересовали меня еще тем, что они основаны на практике учителя. Педагоги приложили огромные усилия, чтобы достичь высоких результатов. Я работаю в научно-исследовательской организации, у нас не всегда есть возможность побывать в школах, особенно отдаленных, поэтому такие выступления особенно ценны для меня. Иногда мы присутствуем на уроках и в маленьких школах в отдаленных районах. Но поскольку наша организация существует при Министерстве образования КНР, к нашему приезду готовятся и представляют работу не совсем так, как это бывает в обычный день.
— Почему Вы решили принимать участие именно в работе секции, посвященной внеурочной деятельности?
— Я считаю, что в России уникальная система дополнительного образования. Это достоинство вашей страны, это ценит весь мир. Поэтому я выбрала эту секцию. Хочу сказать, что это преимущество должно развиваться и цениться, здесь есть чему поучиться и нам.
— Какова ситуация с дополнительным образованием в Китае?
— В Китае дети в школе в основном занимаются научно-исследовательской деятельностью, разрабатывают проекты. Иногда в школе развивают экономические способности у ребят: они создают свой банк, торговые центры и т.п. Мне бы хотелось, чтобы в наших школах у учащихся появилась возможность заниматься во внеурочное время любой своей любимой деятельностью.
— Какие достоинства китайской и российской систем образования Вы бы назвали? Находятся ли эти системы на одном уровне?
— Нелегко вот так сразу сказать, кто лучше, а кто хуже. Хотя я занимаюсь сравнительными исследованиями и моя специальность – сравнительная педагогика. Я не думаю, что корректно говорить об уровне образования. У каждой страны свои традиции, своя история. К тому же образование не автономно, его уровень зависит от многих других факторов – политики, экономики и пр. Сейчас общество критикует образование в Китае, но критика идет не только в сторону сферы образования. Если говорить о достоинствах российского образования, то помимо дополнительного образования, это развивающее обучение — системы академика Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Их вам нужно ценить.
— Возможно ли их адаптировать для китайской системы обучения?
— Разумеется, нужно учиться друг у друга, брать лучшее. Но на этом пути возникает множество препятствий. Так, у нас немногие педагоги знают русский язык, да и взять чужой опыт и перенести на свою почву очень сложно. Для адаптации необходимо в совершенстве овладеть педагогической практикой, а не только теорией. Этого нам пока не хватает. Но я бы очень хотела, чтобы наши преподаватели и научные сотрудники познакомились с этими системами развивающего обучения.
— Вы первый раз в России?
— Я много раз была в России, но в Пермь приехала впервые. Мне понравился ваш город. И еще меня восхитило, как Университетскому округу удалось собрать на конференцию такое огромное число учителей из разных регионов. Думаю, что опыт и знания, полученные на конференции, будут полезны и для научно-педагогических исследований в вузах, и для педагогической практики в школах Китая.