• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновационные технологии в образовании: опыт России, Америки и Китая

В рамках Пленарного заседания I Международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ обсуждались вопросы нового этапа развития Университетского-школьного кластера, инвестирования в современное дошкольное образование, а также инновации в образовании Америки и Китая.

В рамках Пленарного заседания I Международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ обсуждались вопросы нового этапа развития Университетского-школьного кластера, инвестирования в современное дошкольное образование, а также инновации в образовании Америки и Китая. 

В этом году конференция получила статус международной. В ее работе принимают участие ведущие специалисты систем образования в России и за рубежом, профессорско-преподавательский состав российских и зарубежных университетов.

Открыл Пленарное заседание доктор экономических наук, ординарный профессор, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов с докладом о парадигме научения. Лев Львович объяснил разницу между teaching и learning. Первый термин — это только запоминание, второй — постоянное изменение себя вследствие пережитого опыта. И именно learning должен быть основой обучения с дошкольного возраста. Ординарный профессор представил, что такое трансформативное обучение и как оно может обеспечивать социально-культурное равновесие в обществе. Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ отметил, что образование как наука началось с психолога, педагога Льва Выготского. Сегодня образование включает в себя психологию, философию, социологию, экономику и IT.

Лев Любимов считает, что Россия отстает от Европы и Востока на 50 лет в сфере образования, и этот пробел нужно устранять. Профессор составил для участников конференции список книг, которые необходимо изучить каждому педагогу: «Если хотите догнать финского учителя, читайте в год по 10 монографий».

Подводя итоги своего выступления, ординарный профессор подчеркнул, что learning должен быть у всех — и у учителя, и у родителя.

Далее в онлайн-режиме почетный профессор педагогического колледжа Вашингтонского университета (Сиэтл) Стивен Т. Керр представил доклад на тему инновационных технологий обучения в американских школах. Он отметил возникшую в американском образовании проблему того, что дети не видят необходимости именно в школьном образовании. Профессор считает, что решить этот вопрос поможет персонализиция обучения. Так, повышенное внимание в учебных материалах в США уделяется использованию социальных медиа и игровых ситуаций, задействуются онлайн-материалы или смешанные учебные материалы. Особую популярность получили цифровые/интерактивные учебники и открытые образовательные системы. Они доступны, быстрее обновляются и предоставляют больше возможностей для персонализации обучения. К тому же их «цифровые следы» можно использовать в образовательной аналитике: прогнозировать успеваемость учащихся, оказывать им поддержку, изменять программу.

Резюмируя выступление, Стивен Т. Керр сделал следующие выводы: ни одна из образовательных технологий не является «панацеей» для изменений и улучшений образовательных программ, но учителя используют цифровые технологии творчески и продуманно. Особенные перспективы развития у образовательной аналитики: она отражает аналогичные изменения в бизнесе и промышленности.

Кандидат экономических наук, ординарный профессор, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина в докладе отразила, в какой ситуации находится современное дошкольное образование в России. Она отметила, что многое нужно в этой сфере переосмыслить, прежде всего нужно переходить к управлению качеством.

Профессор привела примеры детских садов во Франции и Японии, в которых пространство организовано так, чтобы развивать в детях мышление, креативность. В то же время в России до сих пор очень много средств вкладывается в уже устаревшие решения дошкольных учреждений.

«Нужно инвестировать в мотивацию ребят, чтобы они выжили в креативном мире», — уверена Ирина Абанкина. Она также отметила, что образование должно быть диалогом между всеми работниками детского сада: научными работниками, логопедами, психологами и т.п.

Завершил работу первой части Пленарного заседания доклад доцента Китайской академии педагогических исследований Цзян Сяоянь. Она рассказала об инновационной деятельности в сфере общего образования в КНР, подчеркнув положительные и отрицательные моменты в системе образования. Так, шанхайские школьники второй год подряд занимают первое место в рейтинге PISA, а уровень их знаний выше среднемирового. В то же время и учебная нагрузка у них в разы выше, что приводит к проблемам со здоровьем. Кроме того, школьное образование в неравной степени доступно жителям и финансируется по-разному, а продолжительность обучения меньше, чем в европейских странах. Система образования в Китае подвергается критике за то, что подавляет «огонь воображения» учеников. В целом Цзян Сяоянь отметила, что в сфере образования Китая есть много противоречий.

Цзян Сяоянь не обошла вниманием и инновационные технологии, которые внедряются в образовании Китая. Так, в одной из пекинских школ перешли на индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика. В школе 4174 учащихся и 4000 индивидуальных расписаний. Кроме того, в Китае создаются образовательные объединения, в которые обязательно входят как сильные школы, так и слабые. В последнее время получил развитие сетевой взаимообмен учителями между школами, например между сельскими и городскими.

Во второй половине дня на Пленарном заседании будут рассматриваться вопросы управления качеством образования, развития сетевой старшей школы как альтернативы профильному образованию, ученической мобильности и подготовки преподавателей, социального партнерства и др.