Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033
Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru
Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru
Пермь: Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2024.
Исмакаева И. Д., Конюхова Т. А., Корниенко С. И. и др.
Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 4.
В кн.: Пермь – город культуры и инноваций: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Пермь, ПГНИУ, 3 октября 2024 г.). Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2024. С. 230-237.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
Что объединяет музыку и внутреннюю жизнь нашего сознания? Как музыка влияет на мышление человека? Можно ли заглянуть в головы великих композиторов и оценить их интеллектуальные способности? Что общего между движением мысли и многоголосной фугой? На эти и другие вопросы пытались ответить участники встречи.
В своем вступительном слове ведущий клуба Кирилл Прозументик рассказал о том, как связаны между собой понятия «время», «мышление» и «музыка», и что об этом говорит философская традиция. По его словам, философы (Локк, Кант, Гуссерль) уже давно заметили, что наше сознание и мышление имеют темпоральную (временную) природу. Так, Иммануил Кант утверждал, что время – это форма внутреннего чувства человека, то есть форма созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. Возникает вопрос, какой вид искусства тесно сопряжен со временем и при этом способен выражать внутреннее состояние человека? Ответ – конечно же, музыка. Музыка является воплощенным в звуке мышлением. Слушая произведения великих композиторов, мы приобщаемся к высокой интеллектуальной культуре, поскольку внимательный и вдумчивый слушатель всегда следит за развитием музыкальной мысли композитора.
Возможность научиться применять технику «аналитического слушания» и при этом следить за развитием композиторской мысли была и у участников встречи. Слушая «26 вариаций на тему испанской фолии» Антонио Сальери многие были поражены изобретательностью мышления композитора. «Чем больше вариаций мы прослушиваем, тем сложнее узнавать изначальную музыкальную тему», – делятся студенты своими впечатлениями.
Но еще больше поразили слушателей сложные полифонические произведения композиторов эпохи барокко, в которых несколько музыкальных тем, партий, голосов сплетаются в единую музыкальную ткань. По словам ведущего клуба, для того, чтобы во всей глубине постичь подобного рода произведения необходимо умножить интеллектуальную способность. Прослушивание четырехголосной фуги требует «учетверение» мозговой активности. В этом участники клуба смогли убедиться сами, слушая фуги И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, У. Бойса, Э.Ф. Даль Абако, П.А. Локателли, Б. Галуппи, Д. Скарлатти, И. Й. Фукса, П.-Р. Делаланда, Ф.Б. Конти и др.
Приятно, что в этот раз на «Музыкальной шкатулке» были не только студенты Вышки (историки, политологи, юристы, менеджеры), но и гости из Библиотеки им. А.С. Пушкина, а также молодой ученый из Международного Центра изучения институтов и развития при Высшей школе экономики в Москве Майкл Рохлитц, который сейчас читает лекции студентам-политологам.
Что послушать по теме?
(по просьбе участников клуба)
И.С. Бах (1685-1750) – Маленькая фуга соль минор, BWV 578
И.С. Бах (1685-1750) – Месса си минор (Высокая месса), BWV 232
Ф.Б. Конти (1682-1732) – Sinfonia из оратории «Давид» (1724)
Г.Ф. Гендель (1685-1759) – Кончерто гроссо ре минор, op. 6, №10, HWV 328
И.Й. Фукс – Увертюра ре минор (4 часть, Fuga).
П.А. Локателли (1695-1764) – Кончерто гроссо ми минор №4, op. 1
Э.Ф. Даль Абако (1675-1742) – Кончерто гроссо соль минор №5, op. 2
У. Бойс (1711-1779) – Симфония №8 ре минор (2 часть, Allegro)
Д. Скарлатти (1685-1757) – Соната для клавесина, К 30 («Кошачья фуга»)
В.А. Моцарт (1756-1791) – Реквием, KV 626 (2 часть, Kyrie eleison)
Ф. Мендельсон (1809-1847) – Симфония для струнного оркестра №13 до минор
Г. Малер (1860–1911) – Симфония №9 ре мажор (Часть 3, Rondo-Burleske)
Г. Гульд (1932-1982) – So You Want to Write a Fugue
А. Пьяцолла (1921-1992) – Fuga y Misterio
А. Ромеро (1928-2007) – Fuga Con Pajarillo