• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033

Руководство
Заведующий кафедрой Василенко Юрий Владимирович

Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru

Крючкова Руслана Владимировна
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Специалист по учебно-методической работе Крючкова Руслана Владимировна

Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru

Документы

Положение о кафедре (PDF, 113 Кб)

 

Статья
Земские и неземские медицинские работники Пермской губернии: состав, структура, социокультурные характеристики
В печати

Исмакаева И. Д., Конюхова Т. А., Корниенко С. И. и др.

Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 4.

Глава в книге
Отвергнутая новация: развитие кооперативного жилья в советской Перми (1923-1937)

Глушков А. В.

В кн.: Пермь – город культуры и инноваций: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Пермь, ПГНИУ, 3 октября 2024 г.). Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2024. С. 230-237.

Препринт
Информативные возможности записных разрядных книг начала XVIII века

Захаров А. В.

Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017

Анатомия музыки

20 ноября состоялось очередная встреча клуба «Музыкальная шкатулка». Тема встречи – «Анатомия музыки».

Что объединяет музыку и внутреннюю жизнь нашего сознания? Как музыка влияет на мышление человека? Можно ли заглянуть в головы великих композиторов и оценить их интеллектуальные способности? Что общего между движением мысли и многоголосной фугой? На эти и другие вопросы пытались ответить участники встречи.

В своем вступительном слове ведущий клуба Кирилл Прозументик рассказал о том, как связаны между собой понятия «время», «мышление» и «музыка», и что об этом говорит философская традиция. По его словам, философы (Локк, Кант, Гуссерль) уже давно заметили, что наше сознание и мышление имеют темпоральную (временную) природу. Так, Иммануил Кант утверждал, что время – это форма внутреннего чувства человека, то есть форма созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. Возникает вопрос, какой вид искусства тесно сопряжен со временем и при этом способен выражать внутреннее состояние человека? Ответ – конечно же, музыка. Музыка является воплощенным в звуке мышлением. Слушая произведения великих композиторов, мы приобщаемся к высокой интеллектуальной культуре, поскольку внимательный и вдумчивый слушатель всегда следит за развитием музыкальной мысли композитора.

Возможность научиться применять технику «аналитического слушания» и при этом следить за развитием композиторской мысли была и у участников встречи. Слушая «26 вариаций на тему испанской фолии» Антонио Сальери многие были поражены изобретательностью мышления композитора. «Чем больше вариаций мы прослушиваем, тем сложнее узнавать изначальную музыкальную тему», – делятся студенты своими впечатлениями.

Но еще больше поразили слушателей сложные полифонические произведения композиторов эпохи барокко, в которых несколько музыкальных тем, партий, голосов сплетаются в единую музыкальную ткань. По словам ведущего клуба, для того, чтобы во всей глубине постичь подобного рода  произведения необходимо умножить интеллектуальную способность. Прослушивание четырехголосной фуги требует «учетверение» мозговой активности. В этом участники клуба смогли убедиться сами, слушая фуги И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, У. Бойса, Э.Ф. Даль Абако, П.А. Локателли, Б. Галуппи, Д. Скарлатти, И. Й. Фукса, П.-Р. Делаланда, Ф.Б. Конти и др.

Приятно, что в этот раз на «Музыкальной шкатулке» были не только студенты Вышки (историки, политологи, юристы, менеджеры), но и гости из Библиотеки им. А.С. Пушкина, а также молодой ученый из Международного Центра изучения институтов и развития при Высшей школе экономики в Москве Майкл Рохлитц, который сейчас читает лекции студентам-политологам.

 

Что послушать по теме?

(по просьбе участников клуба)

 

И.С. Бах (1685-1750) – Маленькая фуга соль минор, BWV 578

И.С. Бах (1685-1750)  – Месса си минор (Высокая месса), BWV 232

Ф.Б. Конти (1682-1732) – Sinfonia из оратории «Давид» (1724)

Г.Ф. Гендель (1685-1759) – Кончерто гроссо ре минор, op. 6, №10, HWV 328

И.Й. Фукс – Увертюра ре минор (4 часть, Fuga).

П.А. Локателли (1695-1764) – Кончерто гроссо ми минор №4, op. 1

Э.Ф. Даль Абако (1675-1742) – Кончерто гроссо соль минор №5, op. 2

У. Бойс (1711-1779) – Симфония №8 ре минор (2 часть, Allegro)

Д. Скарлатти (1685-1757) – Соната для клавесина, К 30 («Кошачья фуга»)

В.А. Моцарт (1756-1791) – Реквием, KV 626 (2 часть, Kyrie eleison)

Ф. Мендельсон (1809-1847) – Симфония для струнного оркестра №13 до минор

Г. Малер (1860–1911) – Симфония №9 ре мажор (Часть 3, Rondo-Burleske)

Г. Гульд (1932-1982) – So You Want to Write a Fugue

А. Пьяцолла (1921-1992) – Fuga y Misterio

А. Ромеро (1928-2007) – Fuga Con Pajarillo