Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033
Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru
Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru
Береснева Н. И., Василенко Ю. В., Внутских А. Ю. и др.
Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023.
Глушков А. В., Козлова К. О., Исмакаева И. Д.
Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2024. № 1. С. 75-84.
В кн.: XVI Бадеровские чтения : сборник научных статей по материалам Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения О. Н. Бадера (г. Пермь, ПГНИУ, 27 ноября – 1 декабря 2023 г.). Пермский государственный научно-исследовательский университет, 2023.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
Гости проекта собрались, чтобы услышать европейское представление ориентальной музыкальной традиции.
«Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите о Востоке?» – с такого вопроса начал заседание «Музыкальной шкатулки» руководитель клуба, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Кирилл Прозументик. И выбранное вступление неслучайно: темой очередной встречи стал «Ориентализм в классической музыке».
Поводом для заседания стала мысль американского культуролога арабского происхождения Эдварда Вади Саида, который предположил, что само понятие «восток» – порождение европейской культуры. И основной акцент на заседании клуба был сделан на том, как воспринимался ориентализм в западной музыкальной традиции.
«Ближневосточный музыкальный колорит в мелодическом отношении создается очень просто. Композиторы как правило применяют простую техническую операцию – увеличенную секунду (на 4-й или 7-й ступени гаммы). В плане гармонии там все гораздо сложнее. Что касается дальневосточной музыки, то гамма там состоит не из 7, а из 5 тонов (так называемая пентатоника). Интересно, что и русские композиторы пользовались пентатоникой в своих произведениях. Как отметил Кирилл Прозументик, известный хор «Солнцу красному, слава!» Бородин написал, используя пентатонику.
Участники встречи убедились в справедливости слов руководителя клуба, услышав подобранные музыкальные композиции. Среди них произведения Эдварда Грига, Энрике Гранадоса, Камиля Сен-Санса, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина и др.
Примечательно, что в этот раз участие в заседании клуба приняли не только студенты социально-гуманитарного факультета, но и ребята с других факультетов, а также гости «со стороны».
Темой следующей встречи будет «Музыка протеста».