Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38 каб. 309-310, +7 (342) 205-52-33, 6033
Студенческая, 38, каб. 310, +7 (342) 205-52-33, (6)6033, yuvasilenko@hse.ru
Студенческая, 38, каб. 309, +7 (342) 205-52-33, (6)6033
RVKriuchkova@hse.ru
Корниенко С. И., Исмакаева И. Д., Белова А. М.
Вестник Томского государственного университета. История. 2025.
В кн.: Пермь – город культуры и инноваций: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Пермь, ПГНИУ, 3 октября 2024 г.). Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2024. С. 230-237.
Захаров А. В.
Информационно-поисковая полнотекстовая система «Боярские списки XVIII века». 0220510249. Челябинский государственный университет, 2017
Гости проекта собрались, чтобы услышать европейское представление ориентальной музыкальной традиции.
«Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите о Востоке?» – с такого вопроса начал заседание «Музыкальной шкатулки» руководитель клуба, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Кирилл Прозументик. И выбранное вступление неслучайно: темой очередной встречи стал «Ориентализм в классической музыке».
Поводом для заседания стала мысль американского культуролога арабского происхождения Эдварда Вади Саида, который предположил, что само понятие «восток» – порождение европейской культуры. И основной акцент на заседании клуба был сделан на том, как воспринимался ориентализм в западной музыкальной традиции.
«Ближневосточный музыкальный колорит в мелодическом отношении создается очень просто. Композиторы как правило применяют простую техническую операцию – увеличенную секунду (на 4-й или 7-й ступени гаммы). В плане гармонии там все гораздо сложнее. Что касается дальневосточной музыки, то гамма там состоит не из 7, а из 5 тонов (так называемая пентатоника). Интересно, что и русские композиторы пользовались пентатоникой в своих произведениях. Как отметил Кирилл Прозументик, известный хор «Солнцу красному, слава!» Бородин написал, используя пентатонику.
Участники встречи убедились в справедливости слов руководителя клуба, услышав подобранные музыкальные композиции. Среди них произведения Эдварда Грига, Энрике Гранадоса, Камиля Сен-Санса, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина и др.
Примечательно, что в этот раз участие в заседании клуба приняли не только студенты социально-гуманитарного факультета, но и ребята с других факультетов, а также гости «со стороны».
Темой следующей встречи будет «Музыка протеста».