• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У Москвы и Шанхая много общего

Государственный университет — Высшую школу экономики посетила делегация Стратегического консультативного комитета правительства Шанхая. Встреча со специалистами Вышки в области городского развития прошла в стенах ГУ-ВШЭ 19 июля.

У Москвы и Шанхая много общего. Оба мегаполиса — крупнейшие финансовые и торговые центры мира. Даже жара, к которой жителям Шанхая не привыкать, в этом году в Москве под стать шанхайской. А еще и Москва, и Шанхай — ведущие образовательные центры своих стран. Высшая школа экономики развивает связи с Фуданьским университетом, Университетом Хуадун Шифань и Университетом Цзяо Тунв Шанхае.

Во время июньской поездки делегации ГУ-ВШЭ в Шанхай проректор Андрей Клименко встречался с представителями Стратегического консультативного комитета правительства Шанхая. Эта встреча прошла в рамках всекитайского семинара «Изучение Европы и Азии на междисциплинарном фоне», организованном Институтом Международных отношений и регионального развития Университета Хуадун Шифань. И вот теперь Москву посетила представительная китайская делегация под руководством заместителя генерального секретаря комитета Ли Хуаксиня, пожелавшая встретиться со специалистами Вышки в области городского развития.

Открывая встречу, Андрей Клименко выразил уверенность в том, что китайским представителям будут интересен диалог с экспертами Высшей школы экономики, занимающимися проблемами городского развития, общими для Москвы и Шанхая. Позитивная динамика развития Шанхая в последние три-четыре года обусловлена, по мнению А. Клименко, «правильными решениями в области городской политики, которые представляют интерес и для Москвы». Но и в Москве, и в Шанхае есть проблемы и опыт их решения может быть полезен для обеих сторон.

Разговор по существу начал заместитель директора Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) ГУ-ВШЭ Владимир Королев. «Всегда и перед всеми правительствами стоял вопрос, как лучше использовать государственную и муниципальную собственность, как привлекать ресурсы, чтобы оказывать населению услуги высокого качества, с наименьшими затратами и наибольшим эффектом. Вот уже около двадцати лет мы внимательно изучаем китайский опыт организации взаимодействия государства и бизнеса. Это касается опыта создания особых экономических зон, развития дорожного строительства в Китае. И перед российскими органами управления всех уровней стоит задача привлечения частного капитала в развитие инфраструктуры города, оказание транспортных, энергетических, образовательных, медицинских и прочих услуг».

Как же привлечь частный капитал в городскую инфраструктуру — вопрос, актуальный и для России, и для Китая. Самый простой и доступный способ привлечения частных ресурсов в инфраструктуру города — передача в аренду тепловых сетей, систем водоснабжения и так далее. Частные компании, которые управляли этими сетями, обслуживали их на договорной основе, обновляли. Сейчас Федеральная антимонопольная служба требует, чтобы все арендные взаимодействия проводились на конкурсной основе, что практически уравняло форму арендных отношений с другими формами, например, с концессиями. В 2005 году был принят специальный Закон о концессионных соглашениях. Согласно этому закону, по четырнадцати видам экономической деятельности государство может передавать свои права частному сектору. В концессионных соглашениях особо продвинуты Москва и Санкт-Петербург. Российский закон о концессиях вызвал «живой» интерес китайцев. Они поинтересовались, как этот закон работает и какова доля предприятий, основанных на принципах частно-государственного партнерства. К сожалению, пришлось констатировать, что в России такие предприятия производят только пять процентов валового внутреннего продукта, а цивилизованного рынка совместных проектов муниципалитетов и бизнеса пока нет.

Правительство Шанхая для привлечения частного капитала предлагает на рыночных условиях проекты такого сотрудничества в транспортной сфере (автомобильные трассы, железные дороги, морские и речные порты) или социальной (больницы, поликлиники, объекты обслуживания школьных учреждений и т.п.). В правительстве Шанхая есть специальные отделы, которые занимаются этими проблемами, а в бюджете есть статьи расходов, которые позволяют осуществлять такие проекты. В российских же бюджетах такой статьи расходов нет. И это одна из проблем, которая должна быть решена. Из сказанного и практический вывод: хорошо бы экспертам ГУ-ВШЭ совершить ознакомительные поездки, провести стажировки в муниципалитете Шанхая, чтобы посмотреть, как там работает этот механизм. А китайские представители могли бы приехать в ГУ-ВШЭ и поделиться своим опытом на курсах повышения квалификации государственных и муниципальных чиновников по проблемам взаимодействия государства и бизнеса, которые проводятся в университете. Это был бы весьма полезный обмен опытом и знаниями. В связи с этим В. Королев привлек внимание китайских гостей к исследованию сотрудника ИГМУ Александра Колгина по сравнительному анализу развития форм и методов взаимодействия государства и бизнеса в одиннадцати странах бывшего СССР, которое проведено на грант Европейской комиссии. В этом исследовании есть много вопросов для предметного обсуждения с китайскими коллегами.

Об опыте местного самоуправления в России и жилищной реформы в России рассказала гостям заместитель заведующего кафедрой местного самоуправления ГУ-ВШЭ Елена Шомина. Муниципальная реформа проводилась для того, чтобы приблизить муниципалитеты к населению и его нуждам, чтобы муниципалитеты обрели финансовую независимость, чтобы граждане участвовали в обсуждении местных вопросов. Новая система местного самоуправления состоит из двух уровней: городские и сельские поселения, а над ними — районы и городские округа. И только два города — Москва и Санкт-Петербург являются субъектами федерации. «Но большой город живет по своим более сложным законам, и мы считаем, что в Москве местное самоуправление не развито так, как того хотели бы люди», — заметила Е. Шомина. До реформы 2003 года в России было примерно 12 тысяч муниципалитетов. Сейчас в стране образовано 24 396 муниципальных образований. У каждого муниципалитета существует своя зона ответственности. Для многих крупных муниципалитетов сегодня остро стоит проблема ремонта старого и сноса ветхого жилья. Также актуальна проблема неразвитости социальной инфраструктуры, нехватки собственных средств. Все это снижает качество оказываемых услуг — медицинских, образовательных, транспортных и прочих. Порой, не хватает квалифицированных кадров». Интересной для китайских специалистов оказалась система избрания глав сельских районов. «На уровне поселений с числом жителей не менее ста человек избираются депутаты разных поселений, которые, в свою очередь, выбирают главу района из своего состава. Если же число жителей в деревне менее ста человек, то собирается сход, общее собрание жителей, на котором проводится голосование», — объяснила Е. Шомина.

В развитие дискуссии был задан вопрос оплаты медицинских услуг. Профессор Е. Шомина ответила, что в России существует страховая медицина, но она охватывает государственные и муниципальные больницы. «Можно обратиться и в частную клинику, но тогда придется заплатить за оказанные услуги. Много проблем в сельской местности. Там, где большие расстояния, "скорая помощь" может ехать не десять минут, как в городе, а два часа!».

Интересовало шанхайских гостей и развитие системы местного самоуправления в России, кто этим занимается на федеральном уровне. Так, в Государственной думе есть комитет по местному самоуправлению, аналогичный существует и в верхней палате парламента. В Министерстве регионального развития существует специальный департамент. Экспертные общественные советы есть и при министерстве, и даже при председателе Госдумы. А Всероссийский Совет местного самоуправления — это экспертная структура, объединяющая глав муниципалитетов, при партии «Единая Россия». Имеется и Всероссийский конгресс муниципалитетов, объединяющий глав муниципалитетов, и являющийся внепартийной структурой.

Елена Шомина коснулась проблем жилищной реформы в России, что вызвало интерес у представителей Шанхая, где на каждого человека приходится 30 квадратных метров жилой площади, в основном, за счет строительства многоэтажных жилых домов. (В России в среднем в городах приходится 20 квадратных метров на человека). Но главная проблема в другом: около 60 процентов домов построено до 1960 года, а 20 процентов домов до сих пор не имеет канализации и водопровода. Кроме того, после приватизации получилось так, что в одном многоквартирном доме живут и собственники жилья, и те, кто не приватизировал свои квартиры. По новому Жилищному кодексу, жители сами должны решать все проблемы со своими квартирами и домами. «Жители должны договариваться и принимать общие решения, но добиться этого весьма трудно», — заметила Е. Шомина, напомнив, что процессы муниципализации жилья и его приватизации проходили также и в Китае. Но в Москве, например, где сносят хрущевские пятиэтажки, стали возводить огромные высотные дома, а для многодетных семей строить в новых районах небольшие дома коттеджного типа, в то время как в Шанхае таких процессов нет.

О проблемах современного Шанхая рассказал заместитель руководителя консультативного комитета этого мегаполиса Сун Фуцинь: «В последние десять лет вообще на первый план вышла проблема глобального городского развития. Мировой вызов заключается в том, как сделать город, красивее, лучше и удобнее для проживания». Шанхай переживал строительный бум, но если ранее основой города было крупное производство, то теперь больший упор делается на легкую промышленность и на сферу обслуживания. Но город густонаселён, а ресурсов — в том числе природных, таких, как вода, земля, столь необходимых для жизнеобеспечения, не хватает. В этом смысле Шанхай и Москва очень похожи.

Китайское руководство хочет превратить Шанхай в город с уникальной средой, где соединялись бы Восток и Запад. После мирового кризиса в центр реформ выдвигаются вопросы инновационного развития и модернизации. Большое значение придается экспорту и привлечению зарубежных инвестиций. Успех этих процессов во многом зависит от функционирования городского хозяйства, от того, как город выполняет свои функции.

После встречи в Вышке делегация правительства Шанхая посетила правительство Москвы, познакомилась с Москвой и отправилась в Санкт-Петербург (город-побратим Шанхая), где запланированы беседы с директором петербуржского филиала ГУ-ВШЭ Александром Ходачеком и другими специалистами.

Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука