• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подведены итоги работы Университетского округа в 2023-2024 учебном году

На итоговом заседании Совета Университетского округа пермского кампуса НИУ ВШЭ были подведены итоги работы за год, обозначены новые направления и форматы взаимодействия. Рассказываем о важных проектах для школьников, педагогов и руководителей.

Итоги деятельности Университетского округа

Декан факультета довузовской подготовки Татьяна Ратт рассказала об итогах реализации ключевых направлений деятельности Университетского округа НИУ ВШЭ в 2023-2024 году. Татьяна Андреевна отметила, что учителя школ округа стали активнее участвовать в олимпиаде «ПРОФИ», а учащиеся в проекте «Одаренные дети» и некоторых других.

В 2024 году стартовал новый проект «Цифра в предмете», направленный на формирование цифровых компетенций учителей математики, английского языка, истории и обществознания в командно-проектной деятельности для создания цифрового вовлекающего образовательного контента. Важная особенность программ проекта – интеграция предметного и цифрового контекстов, то есть тематические разделы программ направлены как на освоение учителями актуального предметного материала, так и современных цифровых технологий и инструментов. Отбор в кластер прошли 70 общеобразовательных организаций Пермского края, из них 29 – из Университетского округа. 

На заседании были подведены итоги периода работы кластера в 2021-2023 годах. Так, по результатам обучения учителей издан сборник учебно-методических материалов «Цифровые технологии и инструменты в деятельности современного учителя: опыт разработки и апробации цифровых образовательных продуктов в рамках реализации инновационного сетевого проекта «Университетско-школьный кластер: цифровая перезагрузка» в 2021-2023 годах». Прирост цифровых компетенций учителей за время обучения в Университетско-школьном кластере в сравнении с входным мониторингом составил 15%.

Одно из важных направлений деятельности Университетского округа – сетевые образовательные проекты. Это сетевые мероприятия, инициируемые школами Университетского округа, для педагогов и обучающихся, направленные на формирование метакомпетенций, развитие творческого потенциала участников. В них приняли участие в 2023-2024 учебном году более 9 тысяч школьников и более 2 600 педагогов. В ТОП-8 лучших проектов вошли такие мероприятия, как Литературно-краеведческий фестиваль «Ангелы, зажгите свечи звезд» (Гимназия № 6 г. Перми), фестиваль-конкурс по основам финансовой грамотности «КиндерФин-2023» (Гимназия № 31 г. Перми), методический семинар «Город мастеров» (СОШ № 77 г. Перми) и другие. Лидером рейтинга результативности участия образовательных учреждений Университетского округа в сетевых образовательных проектах стала СОШ № 77 города Перми, а средний процент качества сетевых проектов в 2023-2024 году составил 98%. Кроме того, Татьяна Андреевна отметила, что появляются новые направления конкурсов. Так, в научно-исследовательских проектах – проекты инженерно-технологической направленности, например, «Научная игрушка» (Гимназия № 33 города Перми), а также проекты духовно-нравственной направленности: СОШ № 22 города Перми – интеллектуальная командная игра «Соседи по планете», гимназия Чернушки – дистанционный проект «Доброе слово учителю» и другие.

В рамках собрания Татьяна Ратт презентовала рейтинг результативности деятельности образовательных учреждений в формате Университетского округа НИУ ВШЭ в 2023-2024 учебном году. Лидером рейтинга стала Гимназии № 17 города Перми. Образовательное учреждение также получило максимальный балл по уровню качества и стало лучшим по 4 направлениям деятельности. Второе место занял Лицей № 10 города Перми, третье – Гимназия № 31 города Перми, и впервые в ТОП-школ с высоким качеством результативности вошла пермская Химико-технологическая школа «СинТез». На заседании также впервые были отмечены школы-лидеры по направлениям результативности деятельности.

Значительный прирост показателей результативности продемонстрировали такие, школы как Химико-технологическая школа «СинТез», Гимназия № 4 города Перми, Гимназия № 9 и Лицей № 1 города Березники, СОШ № 10 города Кунгура. На заседании благодарностями отмечены руководители и коллективы образовательных учреждений Университетского округа НИУ ВШЭ за отличные и хорошие показатели в рейтинге результативности деятельности, за наиболее значительные показатели прироста результативности, а также ответственные за деятельность в Университетском округе. 

Олимпиады и конкурсы для школьников и учителей

Заместитель директора НИУ ВШЭ – Пермь Алла Оболонская прокомментировала итоги Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба». Олимпиада проводилась на 37 площадках и включала 28 профилей. Она отнесена в перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения Российской Федерации. В этом году количество школьников, зарегистрированных на отборочный этап по России и зарубежью, составило 260 тысяч, среди них из Пермского края – 7 339 (68% – из школ Университетского округа). Алла Владимировна отметила, что в этом году в заключительном туре приняли участие почти 24 тысячи школьников, 4 866 – получили дипломы. Из школ Университетского округа дипломанты –54 учащихся 7-11 классов, при этом абсолютным лидером стала Гимназия № 17 г. Перми – 16 дипломантов.

Алла Владимировна также подвела итоги проведения других олимпиад и конкурсов для школьников: Всероссийская олимпиада школьников по экономике, Всероссийский кейс-чемпионат по экономике и предпринимательству, Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» (по профилю «Экономика»), командная олимпиада по программированию «Высшая проба». Так, на Всероссийской олимпиаде школьников по экномике – 11 диломантов из школ Университетского округа, они могут получить баллы за индивидуальные достижения при поступлении в Высшую школу экономики. На командной олимпиаде по программированию – 6 дипломантов из школ УНО. Уже определена тема следующего года Всероссийского кейс-чемпионата по экономике и предпринимательству – это искусственный интеллект, регистрация начнется 20 августа. 

Менеджер факультета довузовской подготовки Василий Ведерников представил результаты Олимпиады учителей-предметников «ПРОФИ» в 2023 году и обозначил абсолютных победителей конкурса. Среди них есть учителя из школ Перми и Пермского края, например, Елена Демидова по английскому языку и Наталья Семечкина по русскому языку, всего – 39 призовых мест. В целом, олимпиада существует уже 16 лет, за это время проверили свои знания более 85 тысяч учителей из 87 регионов России и 25 зарубежных стран. 

Василий Владимирович обозначил сроки и особенности проведения Олимпиады учителей-предметников «ПРОФИ» в 2024 году: отборочный этап стартует с середины сентября, а заключительный этап пройдет в гибридном формате – на площадке Высшей школы экономики в Перми и онлайн. Профили олимпиады – русский язык, физика, математика, обществознание, английский язык, финансовая грамотность. 

Итоги проекта «Открытый университет»

На заседании также подвели итоги учебного года проекта «Открытый университет»: он реализуется в НИУ ВШЭ – Пермь совместно с Министерством образования и науки Пермского края с 2021 года. Учащиеся 10-11 классов проходят углубленную подготовку по профильному предмету (математика, информатика, английский язык или обществознание), проверяют знания в Профильной олимпиаде, определяются с выбором направления обучения с помощью профессиональных проб, знакомятся с университетом и нашими программами в профильном лагере. Учиться можно и очно, и онлайн, при этом – бесплатно.

Средний балл ЕГЭ выпускников проекта 2022-2023 учебного года составил 76,7 баллов: английский язык – 78, информатика – 78,4, математика – 72,2, обществознание – 78,3. Некоторые школьники получили 98-100 баллов по ЕГЭ.

В 2023-2024 учебном году в проекте принимали участие 351 старшеклассник из 110 образовательных организаций со всей России. По результатам опроса учащихся проекта «Открытый университет» средний балл по качеству образования в Вышке составляет 4,7 баллов из 5 максимальных, а старшеклассники отметили, что информация, которую они получают на занятиях, важна для успешной сдачи ЕГЭ: «Подготовка по профильным предметам в «Открытом университете» мне очень помогла! Открытый университет – это настоящая находка для старшеклассников и способ не только подготовиться к ЕГЭ, но и найти будущих сокурсников. Всё то, что мне дал проект, помогло мне поступить в вуз мечты!». 

До 1 июля еще можно подать заявку на участие в проекте «Открытый университет» в 2024-2025 учебном году. Подробности и регистрация на сайте проекта

Профориентационные мероприятия НИУ ВШЭ – Пермь для старшеклассников

Менеджер Центра маркетинга и коммуникаций Надежда Савинова представила профориентационные мероприятия, которые пермский кампус Высшей школы экономики регулярно организует для школьников. Это и открытые дни образовательных программ, и проект «Университетская среда» – возможность познакомиться с университетом на увлекательной экскурсии.

Кроме того, для вольных слушателей проекта «Открытый университет» преподаватели пермской Вышки подготовили лекции и видеоразборы заданий ЕГЭ, чтобы старшеклассники могли в удобное время повторить важные темы и освежить знания. Посмотреть открытые лекции можно можно по ссылке – https://perm.hse.ru/open_university/master, а разборы заданий ЕГЭ по ссылке – https://perm.hse.ru/open_university/test2.

В НИУ ВШЭ – Пермь уже три года проводится Профильная олимпиада по 4 профилям – IT, Право, Лингвистика, Экономика и бизнес. Победа или призерство в ней дают 3-5 дополнительных баллов при поступлении на образовательные программы бакалавриата пермского кампуса.

Надежда Владимировна рассказала также о новшествах, которые появятся в 2024 году. Для старшеклассников сейчас разрабатываются автоматизированные профессинальные пробы. Школьники смогут оценить свои личные качества, понять функционал специалиста, пройти практические задания и понять, какая профессия или сфера деятельности им подходит лучше всего. 

Повышение квалификации руководителей и педагогов школ Университетского округа

В 2023-2024 учебном году были реализованы 22 программы повышения квалификации, обучение на них прошли 955 учителей и руководителей общеобразовательных организаций Перми и Пермского края. 

Наибольший интерес вызвали следующие программы:

 Использование современных технологий профилактики и решения проблем буллинга и кибербуллинга в образовательной организации

 Формирование безопасной образовательной среды: профилактика экстремистского поведения подростков и распространения деструктивной идеологии

 Управление современной образовательной организацией в условиях цифровизации и реализации обновленных ФГОС ДО, НОО, ООО, СОО: подходы, технологии, инновационные практики

 Использование наглядного моделирования на уроках и во внеурочной деятельности на основе информационных технологий, виртуальной и дополненной реальности

Наиболее активное участие в программах повышения квалификации приняли такие образовательные организации, как Лицей № 1 города Березники, СОШ № 8 города Краснокамска, Гимназия № 10 города Перми.

В августе-октябре 2024 года планируется обучение по программам повышения квалификации, связанным с вопросами управления качеством условий, процесса и результата в условиях реализации обновленных ФГОС и создания условий для цифровой трансформации образовательного процесса. Записаться на них можно по ссылке – https://edubank.iro.perm.ru/. По всем вопросам обращаться к менеджеру факультета довузовской подготовки Ольге Матвеевой