• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Исследование нового феномена, программный продукт, нейросетевая модель для образа города – лучшие магистерские диссертации 2022 года

Исследование нового феномена, программный продукт, нейросетевая модель для образа города – лучшие магистерские диссертации 2022 года

Исследование нового феномена, программный продукт, нейросетевая модель для образа города – лучшие магистерские диссертации 2022 года

© Shutterstock

Магистратура – это возможности для развития студента в разных траекториях: исследования в науке, получение новой специальности, «погружение» в профильную сферу. Результаты обучения сконцентрированы в магистерской диссертации. Это может быть реальный проект, научная статья, зарегистрированный программный продукт и т.п. Показываем типы магистерских диссертаций на примере лучших работ 2022 года.

Тема – «Разработка паттернов проектирования для аналитической платформы, основанной на знаниях». Научный руководитель – Людмила Николаевна Лядова.

Виктор Заякин, выпускник магистратуры «Информационная аналитика в управлении предприятием»

Виктор Заякин, выпускник магистратуры «Информационная аналитика в управлении предприятием»

Тема моей магистерской диссертации стала логическим продолжением тех тем, которые я исследовал еще в бакалавриате. Мой научный руководитель Людмила Николаевна Лядова еще 4 года назад рассказывала об идеях построения системы, которая бы позволяла анализировать новостные события не только на основе их текстового содержания, но объединяя эти данные с информацией из прочих источников – котировок акций компаний, реакций на новость, получаемых из социальных медиа, этот ряд можно продолжать дальше. При этом такая система предполагает обмен знаний экспертов из разных областей, направленный на совместную выработку методик решения задач, для которых зачастую единственно верное решение подобрать невозможно. Это актуально, к примеру, для решения задач анализа больших данных в социальных медиа: выявление целенаправленного распространения деструктивного контента и их ключевых акторов, восстановление неизвестной информации о пользователе, предсказание круга его общения или круга интересов и т.д.

Хочу сказать, что мне повезло, мой исключительно научный интерес был поддержан со стороны практиков из компании «СЕУСЛАБ», где решаются задачи подобного спектра. Совместно с генеральным директором Евгением Андреевичем Рабчевским и директором по науке Андреем Николаевичем Рабчевским нам удалось разработать и описать ряд алгоритмов и моделей, которые я вынес на защиту в этом году в магистратуре. Данные модели позволят техническим специалистам разработать инструменты, которые вместе будут образовывать гибкую аналитическую систему. Комиссия на защите как раз заинтересовалась тем, как мои теоретические наработки могли бы быть реализованы на практике.

Тема – «Влияние цифрового образа компании на результаты ее деятельности». Над исследованием работали сразу два студента: Александр Гагарин и Роман Елтышев. Научный руководитель – Мария Анатольевна Молодчик.

Александр Гагарин, выпускник магистратуры «Финансовые стратегии и аналитика»

Александр Гагарин, выпускник магистратуры «Финансовые стратегии и аналитика»

Уже несколько лет я занимаюсь развитием интернет-портала «Занимательная робототехника». Мне интересны цифровизация и новые технологии, их влияние на экономику. Это определило вектор поиска исследовательских проблем. Цифровизация – это модно, об этом много свежих статей написано, а мантры спикеров на профильных конференциях заставляют поверить, что везде проникает цифра, наступает структурная перестройка и, конечно, она влияет положительно.

В действительности бывает сложно понять, какие технологии внедряются, а о чем представители компаний только рассказывают. Изучая тему, мы обнаружили, что нет общепринятых способов раскрытия информации о цифровизации компаний и их измерения. Эмпирических исследований недостаточно, а для инвесторов и широкого круга лиц источником информации становятся СМИ и Интернет. Так формируется информационное поле о важной, движущей экономику предприятий, силе, причем дисбаланс с реальным положением дел может быть значительным. Наш научный руководитель Мария Анатольевна Молодчик предложила ввести для этого термин «цифровой образ».

Наша работа интересна тем, что это такой exploratory study, когда феномен еще не определен и предпринимаются попытки его изучить, определить и измерить. Мы собрали большой массив текстов новостей из ведущих СМИ за несколько лет и постарались «выжать» из него максимально много измеряющей цифровизацию информации и отношение к ней: разметили тексты на предмет упоминания компаний и разных цифровых технологий, использовали методы контент и сентимент-анализа.
Работа, безусловно, исследовательская – это история про развитие теории корпоративных финансов, но здесь можно поймать и практический эффект. Цифровизация становится важным фактором управления стоимостью компании, а на содержание текстов в СМИ, частоту их появления, как известно, можно влиять.

Комиссия отметила серьезную проработанность исследования. Но на самом деле еще осталось много пространства для увеличения глубины проработанности темы – есть чем еще заниматься. А один из членов комиссии поблагодарил за честность – сказал, что не так часто видит, когда в студенческих работах более половины выдвинутых гипотез не подтверждаются (и это нормально).

Тема – «Сегментирование пользователей цифрового продукта с использованием конджойнт анализа». Научный руководитель – Дмитрий Борисович Потапов.

Степан Гоголев, выпускник магистратуры «Smart-маркетинг: данные, аналитика, инсайты»

Гоголев Степан Леонидович

Я фанат статистических моделей. Мое сердце покорил конджойнт метод, который дает возможность на основании ответов на когнитивно простые вопросы узнать буквально всё об индивидуальных предпочтениях клиента, даже то, что он сам о себе не осознает. Например, какие характеристики продукта ему нравятся, какие для него важнее и сколько он готов за них заплатить. Такая информация создаёт фундамент для принятия не только количественных, но и качественных маркетинговых решений: от разработки бренда или стратегии до ценообразования.

Тема – «Конструирование образа города в официальной и обыденной коммуникации: сравнительный анализ (на материале социальных медиа)». Научный руководитель – Никита Александрович Клюев.

Никита Маткин, выпускник магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках»

Маткин Никита Андреевич

Как можно узнать, что люди думают о городе? У разных наук есть разные подходы к этому вопросу. Я предлагаю подход, который слабо представлен в отечественной литературе, – анализ образа города на основе большого корпуса материалов из социальных сетей. Я написал разные программы для сбора и анализа материалов и посмотрел, какие темы поднимаются в сообществах администрации города и о каких темах говорят подписчики городских сообществ в комментариях. Получилось изучить актуальность тем, выявить несоответствия между двумя типами коммуникаций и сделать комплексные визуализации образов городов-миллионников. Ещё я обучил нейросетевые модели для каждого города, благодаря чему каждый желающий сможет провести собственное исследование городской коммуникации.  Эти материалы лягут в основу дальнейших исследований образа города, а написанные программы будут объединены в одну общую программу для анализа коммуникации в социальных сетях. 

Здесь вы можете увидеть из каких тем и слов состоит образ города в постах администраций городов-миллиоников:

Тема – «Управление туристской фирмой в условиях отложенного спроса». Теоретический руководитель – Григорий Николаевич Захаренко.

Станислав Павлов, выпускник магистратуры «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент»

Станислав Павлов, выпускник магистратуры «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент»

Тему отложенного спроса я начал исследовать ещё в 2020 году на фоне пандемии. Тогда в СМИ было много предположений о том, что индустрия туризма будет восстанавливаться за счёт отложенного спроса. В исследовании мы углубились в эту тему и рассматривали отложенный спрос как кризисную ситуацию, которая приводит к спаду продаж в одном периоде и росту в другом. В результате нашего исследования мы уточнили понятие отложенного спроса, предложили его классификацию в виде матрицы, первыми предложили параметры его оценки. В рамках практической части мы предложили модель управления туристской фирмой в условиях отложенного спроса и проект её внедрения в деятельность турфирмы.

Тема – «Развитие проектной культуры как компонента системы управления проектами в сфере высшего образования». Научный руководитель – Ольга Юрьевна Исопескуль.

Анастасия Сокерина, выпускница магистратуры «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации»

Сокерина Анастасия Вячеславовна

Тема организационной культуры была основой моих исследований еще во время обучения в бакалавриате, это мой основной научный интерес. Я считаю, что организационная культура оказывает влияние на все процессы управления и эффективность работы компании, поэтому изучать ее в различных контекстах не только увлекательно, но и значимо.

Целью нашего исследования стала разработка рекомендаций по управлению проектной культуры пермского кампуса Высшей школы экономики. Рекомендации были разработаны на в соответствии с результатами проведенной на основе авторской методики диагностики.

В диссертации был проведен анализ теоретических аспектов проектной культуры, диагностика культуры и ее зрелости в университете на основе разработанных моделей, были предложены или адаптированы существующие методы и инструменты управления проектами с целью формирования проектной культуры.

Комиссия отметила непосредственную практическую значимость разработанных инструментов в сфере высшего образования и актуальность вопроса проектной культуры – как в бизнесе, так и в университетах. Более того, предложенная методика диагностики проектной культуры может быть использована и в других учреждениях высшего образования, и, с необходимой адаптацией, в организациях иных сфер деятельности.

Тема – «Индикаторы эффективности региональной политики в области экологической безопасности». Научный руководитель – Татьяна Витальевна Букина.

Игорь Юрьев, выпускник программы «Государственное и муниципальное управление»

Игорь Юрьев, выпускник программы «Государственное и муниципальное управление»

Актуальность моего исследования заключается в том, что вопросы экологии находятся под пристальным вниманием как государства и общественности, так и инвесторов. Премьер-министр Михаил Мишустин в 2021 году утвердил стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Переход корпораций к более ответственной «зеленой» политике сопровождается необходимостью создания дорогостоящей инфраструктуры и решения социальных проблем. Как корпорации могут изыскать средства на внедрение более чистых технологий? Какой должна быть государственная политика и каковы лучшие мировые практики в данной области, в том числе по применению налоговых и иных форм поддержки? Важно грамотно выстроить механизмы взаимодействия органов власти и коммерческих структур в области промышленной и экологической безопасности регионов.

Я разработал новую модель, оценивающую степень взаимозависимости основных макроэкономических индикаторов и определяющую эффективность проводимых мероприятий по направлению экологической и экономической безопасности. Данная модель была апробирована на статистических данных Пермского края и всех регионов Российской Федерации из открытых источников, что позволило в полной мере оценить уже проведенные мероприятия и спрогнозировать эффективность запланированных мероприятий для их своевременной корректировки или отмены реализации.

Комиссия отметила актуальность данного исследования, поскольку на всех крупных форумах, которые сейчас проходят, поднимаются вопросы «зеленой повестки» и декарбонизации. Важно в дальнейшем структурировать деятельность органов государственной власти по направлению экологической безопасности, что и было рассмотрено в исследовании.  

Прием в магистратуру НИУ ВШЭ – Пермь в 2022 году ведется на 6 образовательных программ: 

        – трек Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент,

        – трек Smart-маркетинг: данные, аналитика, инсайты, 

        – трек Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации,  

        – новый трек HR-технологии: современные практики и тренды.

Документы принимаются до 26 июля.

Вы можете задать интересующие вас вопросы руководителям образовательных программ и заместителю ответственного секретаря приемной комиссии на форуме для поступающих в магистратуру.

Получить более подробную информацию и следить за ходом приемной кампании можно на странице сайта для поступающих в магистратуру.