Специалисты лаборатории TenLab провели мастер-класс по расширенной реальности для магистрантов НИУ ВШЭ – Пермь
В рамках курса «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства» сотрудники XR лаборатории TenLab провели мастер-класс для студентов магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках». Эксперты подробно рассказали о развитии технологий VR/AR и поделились опытом цифрового сохранения культурного наследия.
Специалисты познакомили студентов с мировым рынком VR: осветили сферы использования продукта, его технологические возможности и ограничения, поделились воспоминаниями о том, как впервые узнали о VR-технологиях. Продуктовый аналитик компании Даниил Пиларов подробно рассказал о программном обеспечении, необходимом для создания VR-объектов. Один из таких продуктов, среда «sFrame», находится в разработке у компании.
Сотрудники лаборатории представили проект виртуального сохранения исторического комплекса Соликамска. Перед студентами "вживую" выстроился виртуальный комплекс с множеством исторических зданий, которые можно было вращать вокруг своей оси. Проект реализован совместно с краеведческим музеем города при поддержке Фонда Владимира Потанина. После презентации проекта Unity-разработчик Александр Шейн поделился опытом переноса 3D-объектов в среду AR. Так, каждый желающий смог вывести различные 3D-модели на камеру своего телефона.
Илиана Исмакаева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
Виртуальное наследие – увлекательная и сложная область практики и исследований. В рамках нашего курса мы уделяем внимание как истории развития технологий виртуальной/дополненной реальности, философским, психологическим аспектам, так и вопросам технического и прикладного характера, оборудованию, программам. В связи с этим было важно, чтобы магистранты получили ценные советы от практиков в этой области – представителей XR лаборатории ТенЛаб, в том числе занимающихся разработкой VR/AR продуктов для музеев.
Будем и дальше развивать наше сотрудничество с ТенЛаб, обязательно пригласим их на постерную сессию – презентацию студенческих разработок. В целом, хочу отметить, что в рамках курса у нас выступят несколько экспертов, которые представят разные подходы в области виртуального наследия и создания исторических виртуальных реконструкций.
Даниил Пиларов, продуктовый аналитик компании TenLab
Публичные лекции и мастер-классы стали для нас регулярной практикой. Слишком много плюсов. Кроме медийного присутствия, так мы развиваем собственные навыки общения и публичных выступлений. Чтобы делать что-то сложное в команде, важно уметь это точно и грамотно объяснить. К тому же, так мы заряжаем свою стажерскую программу молодыми и мотивированными ребятами. И, конечно, поскольку мы выступали перед студентами направления «Цифровые методы в гуманитарных науках» мы надеемся таким образом вовлечь их в большое и важное дело оцифровки и сохранения культурного наследия.
Юлия Богатырева, студентка программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Мне всегда нравилась тема VR/AR реальности, поэтому я с удовольствием послушала лекцию от ТенЛаб. Сейчас я работаю над проектом по виртуальной реконструкции, и благодаря ТенЛаб у меня возникло несколько свежих идей. Это очень круто, когда в университете ты можешь своими глазами увидеть реальные кейсы в той профессиональной сфере, которая тебя интересует.
Виктор Дуров, студент программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Ребята из команды ТенЛаб провели интересное занятие. Подготовленные ими проекты в VR интересны и креативны. Они вдохновляют. Спикеры Даниил и Александр были открыты и охотно делились опытом. Например, мы смогли обсудить перечень необходимого оборудования, программное обеспечение и примерный бюджет, необходимый для создания небольшого проекта. Встречи с практиками всегда интересны.
Николай Попов, студент программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Эта встреча была возможностью познакомиться поближе с теми, кто разрабатывает VR/AR приложения. Меня очень привлекает внутренняя атмосфера небольших IT-компаний, которые позиционируют себя как команда, с их неформальным стилем общения, честным и преданным отношением к своему интеллектуальному труду. Поскольку раньше я не уделял внимания VR/AR технологиям, постольку представленное коллегами из ТенЛаб сначала показалось магией. Но через несколько минут магия исчезла, нам показали, что разместить трехмерный объект в AR достаточно просто. Буду следить за развитием этих технологий, и, если найду время, возможно сам попробую сделать AR приложение.
Екатерина Мармилова, студентка программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Мне было интересно узнать, как можно самостоятельно создавать продукты с помощью VR-технологий. В рамках лекции я узнала, что к инструментам VR относятся: Unity, Vuforia, Unreal, three.js, KRPano, sFrame. Самая простая технология по VR, позволяющая создавать интерактивное пространство – оцифровка панорамы 360º. Следующие VR-технологии – 3D-сцены и игры. В музеях есть потребность в создании игр или игровых сценариев, это своеобразная среда. VR-технологии, это не только игры, но и обучающие системы, презентации объектов, демонстрация объектов культурного наследия, метаверсы, создание интерфейсов нового поколения. Метаверсы – комнаты, куда можно подключиться с помощью VR-очков. В настоящее время насчитывается около 26 рабочих приложений: «Horizon Woorkrooms», «VRChat», «AltspaceVR», «MeetinVR» и другие. Познакомиться с изображениями произведений искусства с высоким разрешением можно на платформе Google Arts & Culture. В будущем произойдет увеличение количества и качества устройств, появятся новые инструменты, расширение инструментария.
Мастер-класс представителей XR лаборатории TenLab проходил в рамках курса «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства» (разработка курса поддержана грантом в рамках Стипендиальной программы Владимира Потанина).