Историческая география: магистранты Вышки приняли участие в научной школе в Екатеринбурге
Студенты магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» активно принимают участие в различных научных школах и конференциях. На днях две студентки съездили в Екатеринбург на Вторую научную школу по исторической географии.
Участники школы посетили лекционные и практические занятия, на которых освоили навыки работы с геоинформационными системами и пространственного анализа. Студенты опробовали полученные навыки в полевых исследованиях и работали с компьютерными программами картографирования QGIS и SASPlanet. В дальнейшем полученные навыки студенты используют в проектной и научной деятельности.
Наталья Субботина, магистрантка 1-го курса программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Очень рада была поучаствовать во второй научной школе по исторической географии. Благодаря замечательным преподавателям и коллегам узнала как правильно работать с ГИС-системами и даже сделала небольшой проект со своими данными. В будущем с удовольствием буду работать с такими картами!
Анастасия Михайлова, магистрантка 1-го курса программа «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Очень рада, что довелось поучаствовать в школе. Мероприятие впечатлило теплейшей атмосферой, особенно остро контрастировавшей с 25-градусным морозом на улице. План мероприятий школы был крайне насыщенным. Основной объем занятий был посвящен практическому освоению применения историко-географических методов на примере геоинформационной системы QGIS, но были проведены и отдельные практикумы по работе c SASPlanet, отработке перевода данных из одной системы в другую, отображению их в Excel.
Интересно было научиться строить 3D-модель ландшафта местности двумя принципиально различными способами. Отдельное спасибо Александру Шелудкову, представителю Факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, за интересный мастер-класс по работе с пространственными данными в R.
Кроме практико-ориентированных занятий, большой объем времени был отведен качественному расширению горизонта за счет обсуждения методов ретроспективного исследования пространства, исторического картографировании и современного состояния исторических источников такого вида, Urban History и концепций ландшафта в Human geography, и многого-многого другого. Полученные знания, как всегда, не ограничиваются программой мероприятия.
В промежутках между занятиями лекторы и участники школы активно делились опытом проведения и публикации исследований, обсуждали возможности междисциплинарных проектов и даже планировали их. Тема моей магистерской диссертации связана с пространственным анализом поселений IV-IX веков на территории Припятского Полесья. Считаю, что участие в этой научной школе позволило яснее определить место моего исследования в современной картине развития исторической науки, отработать целый ряд практических аспектов для его реализации, а главное – приобрести новые идеи и знакомства, которые, надеюсь, останутся со мной надолго!
Динара Гагарина, академический руководитель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Участие в научных и отраслевых мероприятиях – важный компонент магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках». Я и коллеги-преподаватели отслеживаем профильные конференции, школы, конкурсы, семинары по всему миру, все они попадают в отдельный чат. Мы стараемся не просто кидать ссылки, а сопровождать их рекомендациями, своим опытом участия, соотносить с изучаемыми курсами и проектами.
Digital Humanities развивается стремительно, для студентов важно видеть российский и международный опыт, лидеров отрасли, разнообразие исследовательских подходов и разные практики преподавания. DH междисциплинарна, поэтому в пуле наших рекомендованных мероприятий широкий спектр конференций и школ по лингвистике, истории, медиа, музейному делу, ИТ, образованию. Студенты выбирают их, исходя из своих интересов и проектов, ну и конечно, возможностей перемещения по стране и миру и знания языков.
Когда студенты активно общаются в профессиональном сообществе, они не только лучше чувствуют развитие отрасли, получают новые компетенции, но и сопоставляют свой уровень подготовки и проектов с уровнем коллег. Эта важная часть образовательной рефлексии, которая тонко настраивает индивидуальные траектории.
Вторая научная школа по исторической географии в Екатеринбурге организована АНО «НИЦ «Молодые историки Урала» совместно с Институтом истории и археологии Уральского отделения РАН, Пермским государственным национальным исследовательским университетом, Научным издательством «Большая российская энциклопедия», Уральским федеральным университетом, Советом молодых ученых Уральского отделения РАН. Мероприятие проводится при поддержке Фонда-оператора президентских грантов по развитию гражданского общества. Проект № 21-2-002276.В.