• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Спасибо науке за такую роскошь, как свобода творчества!»

«Спасибо науке за такую роскошь, как свобода творчества!»

© Высшая школа экономики

В честь Дня российской науки сделали обзор научных лабораторий пермского кампуса НИУ ВШЭ, а студентов попросили поделиться тем, что им дала практика в лаборатории и зачем нужна научно-исследовательская деятельность.

Международная лаборатория экономики нематериальных активов (IdLab)

Международная лаборатория экономики нематериальных активов объединяет ученых и молодых исследователей из кампусов НИУ ВШЭ и университетов Европы и Америки. В проектах IDLab принимают участие студенты и аспиранты кампусов Перми и Санкт-Петербурге. Среди достижений лаборатории в 2021 году –продление гранта РНФ на два года, получение поддержки двух проектов в рамках Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ, заключение соглашения с компаний «Лента» на проведение полевых экспериментов и соглашение о сотрудничестве с компанией Risk Insights с целью разработки индекса этики российских компаний на основе открытых данных. Подробнее о лаборатории...

Петр Паршаков, заместитель заведующего Международной лабораторией экономики нематериальных активов

Паршаков Петр Андреевич

Студентам стоит попробовать занятия наукой по той причине, что опыт аналитической работы пригодится им как в академии (если они решат строить карьеру в университете), так и в бизнесе. Анализ источников информации и данных для информационной поддержки принятия решений – это навык, который ценят везде.

Дарья Семенова, студентка аспирантской школы НИУ ВШЭ – Пермь, стажер-исследователь Международной лаборатории экономики нематериальных активов

Семенова Дарья Владимировна

Интерес к научной деятельности у меня появился после посещения научных семинаров GAMES. Исследования, выполненные с помощью эконометрических инструментов и моделей, казались мне магией вне Хогвартса. При этом выступавшие преподаватели и студенты рассказывали так захватывающе, что было видно как они сами кайфуют от того, что делают. И я поняла – вот оно: сочетание математики и творчества! Хочу! И закрутилось. Здесь, конечно, хотелось бы выразить огромную благодарность Евгению Максимовичу Ожегову и Дмитрию Борисовичу Потапову, которые, став моими научными наставниками, всячески помогали и поддерживали меня в моих первых исследовательских шагах.

Что касается условий для старта академической карьеры, они в Вышке блестящие! Это и огромная база электронных источников для поиска исследований, и несколько лабораторий, в которых можно найти единомышленников, ну и, конечно, чуткие и отзывчивые преподаватели, которые искренне хотят помочь студентам в любых исследовательских начинаниях.

Зачем студентам стоит заниматься научной деятельностью? Да хотя бы затем, чтобы проверить свои силы в поиске ответов на самые нетривиальные вопросы. А вдруг получится! И ты сможешь сделать хоть небольшое, но открытие. Ведь это же классно – пробовать свои силы в решении сложных задач и добиваться успеха.

«...Пусть я долгие дни и ночи
Посвящаю работе своей,
Я люблю свое дело очень!
И стремлюсь его делать точней…

А еще я искренне верю,
Что способен свой вклад внести
И в какой-то, пусть маленькой, сфере
Свою нить познанья вплести».

Надежда Вотинцева, студентка магистратуры «Финансовые стратегии и аналитика»

Надежда Вотинцева, студентка магистратуры «Финансовые стратегии и аналитика»

Во время успешной защиты на экзамене по анализу данных (в конце 2 курса) Петр Андреевич Паршаков сказал мне и моей напарнице что-то вроде: «Молодцы, вы не просто сделали расчеты, в вашей работе есть проблематика и выводы». И пригласил нас работать в лабораторию. Я посчитала это возможностью, поэтому с 3 по 4 курс бакалавриата я была занята в проектах IDLab. Да и до сих пор стараюсь в них участвовать.

С моей точки зрения, студентам необходима практика в исследовательской деятельности: она развивает «научное мышление» – пытливый ум и гибкий образ мысли, который сомневается, но стремится найти аргументы, чтобы обосновать свою точку зрения. 

Из самых необычных и любопытных проектов могу отметить исследование о влиянии красоты футболистов на их заработную плату. До нас уже множество исследователей обратили внимание на существование премии за привлекательность. Мы измерили красоту игроков MLS с помощью симметрии их лиц на фотографиях и посмотрели ее влияние на уровень дохода. Результаты получились интересными.

Степан Гоголев, стажер-исследователь Международной лаборатории экономики нематериальных активов

Гоголев Степан Леонидович

Впервые я заинтересовался наукой уже в конце первого курса: много свободного времени, сил, амбиций, а еще преподавателей-исследователей с горящими глазами. Было интересно узнать, чем работа в исследовательском университете отличается от любой другой — поэтому я стал активным слушателем семинаров, конференций, летних и зимних школ, а через год уже и впервые докладчиком.

Помимо того, что это помогло познакомиться с массой невероятных людей, это еще и дало мощный толчок в учебе — диплом, курсовые и другие работы давались легко. Презентовать работы гораздо проще, когда регулярно видишь как это делают профессионалы. Наука подстегнула любопытство и расширила кругозор. Даже исследуя одну и ту же тему, можно каждый раз смотреть на нее с другой стороны благодаря наводкам мира исследователей (да, это отдельный мир). Спасибо науке за такую роскошь, как свобода творчества.

Дмитрий Кирпищиков, студент аспирантской школы НИУ ВШЭ – Пермь, стажер-исследователь Международной лаборатории экономики нематериальных активов

Кирпищиков Дмитрий Андреевич

Наверное, академический трек меня всегда привлекал, но делать что-то в этом направлении я не спешил. Например, первую курсовую работу в бакалавриате пришлось пересдавать. На первом курсе магистратуры мне предложили попробовать провести семинары по дисциплине «Финансовые рынки и институты». Я согласился и устроился стажером-исследователем в МЛЭНА. Затем уже работа в Лаборатории, коллеги и мои научные руководители сильно повлияли на выбор академического трека. Повезло, что появилась возможность поступить в аспирантуру в пермском кампусе.

На мой взгляд, заниматься научно-исследовательской деятельностью студентам необходимо как минимум для того, чтобы попробовать применить навыки, которые приобретаются в процессе обучения. И если привлекает академический трек, то лучше начинать уже в бакалавриате.

Научно-учебная лаборатория учебных корпусов

В 2019 году в результате коллаборации научно-учебных групп пермского и московского кампусов НИУ ВШЭ открылась Научно-учебная лаборатория учебных корпусов. Сотрудники лаборатории занимаются созданием текстовых корпусов, а также разработкой программного обеспечения для работы с ними. Подробнее о лаборатории...

Елизавета Смирнова, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории учебных корпусов, доцент департамента иностранных языков, руководитель программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»

Смирнова Елизавета Александровна

Студенты Вышки вовлекаются в научную деятельность с самых ранних этапов обучения, и это для них прекрасная возможность не только получить опыт академической работы, который пригодится, если они в дальнейшем решат продолжить обучение в магистратуре или связать свою жизнь с наукой. Они получают навыки, важные для работы в любой сфере – учатся анализировать данные, готовить презентации, работать в команде. 

Нурият Омарова, студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»

Нурият Омарова, студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»

Мне очень нравится проходить практику, это познавательно и интересно. Помимо того, что я получаю опыт работы в исследовательской деятельности, я также расширяю кругозор и обогащаю свой словарный запас в английском языке. Я работаю с выдачей данных устного корпуса презентаций студентов, собранного в НУЛ, и с частью Мичиганского корпуса устной речи. 

На мой взгляд, научно-исследовательская деятельность нужна для реализации студентов, которые хотят в будущем развиваться в научной сфере.  Пока рано утверждать однозначно – буду ли развиваться в академическом ключе, могу только сказать, что мне нравится быть частью научной жизни Вышки! 

Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований

В лабораторию включены сектор эмпирического анализа рынков и сектор исторических исследований. Исследования носят междисциплинарный характер, объединяя такие области как эмпирика отраслевых рынков, исследование операций, нейромаркетинг, интеллектуальный анализ данных, цифровая гуманитаристика.

Лаборатория выполняет роль исследовательского инкубатора, привлекая в проекты уже сформировавшихся исследователей со стороны (на ставки научных сотрудников), а также студентов (на ставки стажеров). Подробнее о лаборатории...

Игорь Черницын, студент программы «Программная инженерия», стажер-исследователь НУЛ МЭИ

Игорь Черницын, студент программы «Программная инженерия», стажер-исследователь НУЛ МЭИ

Работа в научной сфере позволяет получить опыт решения нестандартных задач. При этом задачи всегда имеют практическую значимость, поэтому полученный опыт будет полезен в дальнейшем. Проекты реализуются внутри команды, что позволяет получить новые знания в процессе общения с другими участниками. В целом, научная деятельность, которой мы занимаемся направлена на поиск и реализацию решений, которые ранее не применялись к существующей проблеме, изучение новых путей решения задачи вызывает большой интерес.

Студентам научная работа помогает в нескольких аспектах: например, в процессе научной работы необходимо создавать и оформлять документацию. Полученные навыки можно успешно использовать и в учебной деятельности. Также исследовательская деятельность помогает студенту приобрести навыки проведения экспериментов, а также описания результатов своей работы. В целом, исследовательская деятельность помогает студентам освоить необходимые навыки, которые будут полезны в учебе и в дальнейшей жизни. Также не стоит забывать о том, что по ходу проведения исследований будут создаваться научные работы (научные статьи), что будет неплохим бонусом к портфолио.

Не так давно наша команда в рамках научно-учебной группы закончила разработку метода динамической оптимизации системы проветривания подземного горнодобывающего предприятия. Данная работа выполнялась в течение года и на сайте имеются все материалы по данной работе. Моей задачей была разработка алгоритма на основе машинного обучения, который как раз и ищет близкие к оптимальным управляющие сигналы. На данный момент мы занимаемся разработкой моделей, которые должны прогнозировать выбросы загрязняющих веществ в воздухе. В дальнейшем с помощью этого мы сможем идентифицировать источники этих выбросов. Данный проект также реализуется на базе машинного обучения.

Кристина Козлова, студентка образовательной программы «История», участница проекта «Зеркальные лаборатории»

Кристина Козлова, студентка образовательной программы «История», участница проекта «Зеркальные лаборатории»

В проекте «Зеркальные лаборатории» я участвую с начала второго курса, так как меня заинтересовало изучение миграционной политики СССР. В рамках проекта я занималась исследованиями, целью которых был анализ воспоминаний переселенцев в Молотовскую и Калининградскую области в послевоенное время, а также анализ организации труда и заработной платы переселенцев в эти регионы. В этом же году мое исследование посвящено составлению социокультурного образа переселенца в колхозы Молотовской области в послевоенное время.

Участие в проекте для меня стало важным шагом в исследовательской деятельности: я получила первый опыт участия в международных конференциях и публикаций статей и тезисов. Однако участие в проекте не ограничилось написанием исследований и их апробацией на конференциях, я также познакомилась с многими уважаемыми учеными, которые уже имеют большой опыт в изучении истории советского периода, за что я очень благодарна проекту.

Никита Маткин, студент магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках», участник сектора исторических исследований НУЛ МЭИ

Маткин Никита Андреевич

Когда я поступил в магистратуру «Цифровые методы в гуманитарных науках», я начал активно изучать программирование на Python. С его помощью я освоил методы обработки ествественного языка и начал применять их в исследованиях. Сергей Иванович Корниенко предложил попробовать свои силы в анализе публикаций времен Гражданской войны. Я без раздумий согласился, для меня это был вызов попробовать в себя в разных гуманитарных областях. 
Таким образом, я составил приложение по выявлению частых словосочетаний и созданию сети текста. Удивительно, что программирование оказывается необходимым даже при изучении фундаментальной гуманитарной проблематики.