«Спасибо науке за такую роскошь, как свобода творчества!»
В честь Дня российской науки сделали обзор научных лабораторий пермского кампуса НИУ ВШЭ, а студентов попросили поделиться тем, что им дала практика в лаборатории и зачем нужна научно-исследовательская деятельность.
Международная лаборатория экономики нематериальных активов (IdLab)
Международная лаборатория экономики нематериальных активов объединяет ученых и молодых исследователей из кампусов НИУ ВШЭ и университетов Европы и Америки. В проектах IDLab принимают участие студенты и аспиранты кампусов Перми и Санкт-Петербурге. Среди достижений лаборатории в 2021 году –продление гранта РНФ на два года, получение поддержки двух проектов в рамках Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ, заключение соглашения с компаний «Лента» на проведение полевых экспериментов и соглашение о сотрудничестве с компанией Risk Insights с целью разработки индекса этики российских компаний на основе открытых данных. Подробнее о лаборатории...
Петр Паршаков, заместитель заведующего Международной лабораторией экономики нематериальных активов
Студентам стоит попробовать занятия наукой по той причине, что опыт аналитической работы пригодится им как в академии (если они решат строить карьеру в университете), так и в бизнесе. Анализ источников информации и данных для информационной поддержки принятия решений – это навык, который ценят везде.
Дарья Семенова, студентка аспирантской школы НИУ ВШЭ – Пермь, стажер-исследователь Международной лаборатории экономики нематериальных активов
Интерес к научной деятельности у меня появился после посещения научных семинаров GAMES. Исследования, выполненные с помощью эконометрических инструментов и моделей, казались мне магией вне Хогвартса. При этом выступавшие преподаватели и студенты рассказывали так захватывающе, что было видно как они сами кайфуют от того, что делают. И я поняла – вот оно: сочетание математики и творчества! Хочу! И закрутилось. Здесь, конечно, хотелось бы выразить огромную благодарность Евгению Максимовичу Ожегову и Дмитрию Борисовичу Потапову, которые, став моими научными наставниками, всячески помогали и поддерживали меня в моих первых исследовательских шагах.
Что касается условий для старта академической карьеры, они в Вышке блестящие! Это и огромная база электронных источников для поиска исследований, и несколько лабораторий, в которых можно найти единомышленников, ну и, конечно, чуткие и отзывчивые преподаватели, которые искренне хотят помочь студентам в любых исследовательских начинаниях.
Зачем студентам стоит заниматься научной деятельностью? Да хотя бы затем, чтобы проверить свои силы в поиске ответов на самые нетривиальные вопросы. А вдруг получится! И ты сможешь сделать хоть небольшое, но открытие. Ведь это же классно – пробовать свои силы в решении сложных задач и добиваться успеха.
«...Пусть я долгие дни и ночи
Посвящаю работе своей,
Я люблю свое дело очень!
И стремлюсь его делать точней…
А еще я искренне верю,
Что способен свой вклад внести
И в какой-то, пусть маленькой, сфере
Свою нить познанья вплести».
Надежда Вотинцева, студентка магистратуры «Финансовые стратегии и аналитика»
Во время успешной защиты на экзамене по анализу данных (в конце 2 курса) Петр Андреевич Паршаков сказал мне и моей напарнице что-то вроде: «Молодцы, вы не просто сделали расчеты, в вашей работе есть проблематика и выводы». И пригласил нас работать в лабораторию. Я посчитала это возможностью, поэтому с 3 по 4 курс бакалавриата я была занята в проектах IDLab. Да и до сих пор стараюсь в них участвовать.
С моей точки зрения, студентам необходима практика в исследовательской деятельности: она развивает «научное мышление» – пытливый ум и гибкий образ мысли, который сомневается, но стремится найти аргументы, чтобы обосновать свою точку зрения.
Из самых необычных и любопытных проектов могу отметить исследование о влиянии красоты футболистов на их заработную плату. До нас уже множество исследователей обратили внимание на существование премии за привлекательность. Мы измерили красоту игроков MLS с помощью симметрии их лиц на фотографиях и посмотрели ее влияние на уровень дохода. Результаты получились интересными.
Степан Гоголев, стажер-исследователь Международной лаборатории экономики нематериальных активов
Впервые я заинтересовался наукой уже в конце первого курса: много свободного времени, сил, амбиций, а еще преподавателей-исследователей с горящими глазами. Было интересно узнать, чем работа в исследовательском университете отличается от любой другой — поэтому я стал активным слушателем семинаров, конференций, летних и зимних школ, а через год уже и впервые докладчиком.
Помимо того, что это помогло познакомиться с массой невероятных людей, это еще и дало мощный толчок в учебе — диплом, курсовые и другие работы давались легко. Презентовать работы гораздо проще, когда регулярно видишь как это делают профессионалы. Наука подстегнула любопытство и расширила кругозор. Даже исследуя одну и ту же тему, можно каждый раз смотреть на нее с другой стороны благодаря наводкам мира исследователей (да, это отдельный мир). Спасибо науке за такую роскошь, как свобода творчества.
Дмитрий Кирпищиков, студент аспирантской школы НИУ ВШЭ – Пермь, стажер-исследователь Международной лаборатории экономики нематериальных активов
Наверное, академический трек меня всегда привлекал, но делать что-то в этом направлении я не спешил. Например, первую курсовую работу в бакалавриате пришлось пересдавать. На первом курсе магистратуры мне предложили попробовать провести семинары по дисциплине «Финансовые рынки и институты». Я согласился и устроился стажером-исследователем в МЛЭНА. Затем уже работа в Лаборатории, коллеги и мои научные руководители сильно повлияли на выбор академического трека. Повезло, что появилась возможность поступить в аспирантуру в пермском кампусе.
На мой взгляд, заниматься научно-исследовательской деятельностью студентам необходимо как минимум для того, чтобы попробовать применить навыки, которые приобретаются в процессе обучения. И если привлекает академический трек, то лучше начинать уже в бакалавриате.
Научно-учебная лаборатория учебных корпусов
В 2019 году в результате коллаборации научно-учебных групп пермского и московского кампусов НИУ ВШЭ открылась Научно-учебная лаборатория учебных корпусов. Сотрудники лаборатории занимаются созданием текстовых корпусов, а также разработкой программного обеспечения для работы с ними. Подробнее о лаборатории...
Елизавета Смирнова, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории учебных корпусов, доцент департамента иностранных языков, руководитель программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»
Студенты Вышки вовлекаются в научную деятельность с самых ранних этапов обучения, и это для них прекрасная возможность не только получить опыт академической работы, который пригодится, если они в дальнейшем решат продолжить обучение в магистратуре или связать свою жизнь с наукой. Они получают навыки, важные для работы в любой сфере – учатся анализировать данные, готовить презентации, работать в команде.
Нурият Омарова, студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»
Мне очень нравится проходить практику, это познавательно и интересно. Помимо того, что я получаю опыт работы в исследовательской деятельности, я также расширяю кругозор и обогащаю свой словарный запас в английском языке. Я работаю с выдачей данных устного корпуса презентаций студентов, собранного в НУЛ, и с частью Мичиганского корпуса устной речи.
На мой взгляд, научно-исследовательская деятельность нужна для реализации студентов, которые хотят в будущем развиваться в научной сфере. Пока рано утверждать однозначно – буду ли развиваться в академическом ключе, могу только сказать, что мне нравится быть частью научной жизни Вышки!
Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований
В лабораторию включены сектор эмпирического анализа рынков и сектор исторических исследований. Исследования носят междисциплинарный характер, объединяя такие области как эмпирика отраслевых рынков, исследование операций, нейромаркетинг, интеллектуальный анализ данных, цифровая гуманитаристика.
Лаборатория выполняет роль исследовательского инкубатора, привлекая в проекты уже сформировавшихся исследователей со стороны (на ставки научных сотрудников), а также студентов (на ставки стажеров). Подробнее о лаборатории...
Игорь Черницын, студент программы «Программная инженерия», стажер-исследователь НУЛ МЭИ
Работа в научной сфере позволяет получить опыт решения нестандартных задач. При этом задачи всегда имеют практическую значимость, поэтому полученный опыт будет полезен в дальнейшем. Проекты реализуются внутри команды, что позволяет получить новые знания в процессе общения с другими участниками. В целом, научная деятельность, которой мы занимаемся направлена на поиск и реализацию решений, которые ранее не применялись к существующей проблеме, изучение новых путей решения задачи вызывает большой интерес.
Студентам научная работа помогает в нескольких аспектах: например, в процессе научной работы необходимо создавать и оформлять документацию. Полученные навыки можно успешно использовать и в учебной деятельности. Также исследовательская деятельность помогает студенту приобрести навыки проведения экспериментов, а также описания результатов своей работы. В целом, исследовательская деятельность помогает студентам освоить необходимые навыки, которые будут полезны в учебе и в дальнейшей жизни. Также не стоит забывать о том, что по ходу проведения исследований будут создаваться научные работы (научные статьи), что будет неплохим бонусом к портфолио.
Не так давно наша команда в рамках научно-учебной группы закончила разработку метода динамической оптимизации системы проветривания подземного горнодобывающего предприятия. Данная работа выполнялась в течение года и на сайте имеются все материалы по данной работе. Моей задачей была разработка алгоритма на основе машинного обучения, который как раз и ищет близкие к оптимальным управляющие сигналы. На данный момент мы занимаемся разработкой моделей, которые должны прогнозировать выбросы загрязняющих веществ в воздухе. В дальнейшем с помощью этого мы сможем идентифицировать источники этих выбросов. Данный проект также реализуется на базе машинного обучения.
Кристина Козлова, студентка образовательной программы «История», участница проекта «Зеркальные лаборатории»
В проекте «Зеркальные лаборатории» я участвую с начала второго курса, так как меня заинтересовало изучение миграционной политики СССР. В рамках проекта я занималась исследованиями, целью которых был анализ воспоминаний переселенцев в Молотовскую и Калининградскую области в послевоенное время, а также анализ организации труда и заработной платы переселенцев в эти регионы. В этом же году мое исследование посвящено составлению социокультурного образа переселенца в колхозы Молотовской области в послевоенное время.
Участие в проекте для меня стало важным шагом в исследовательской деятельности: я получила первый опыт участия в международных конференциях и публикаций статей и тезисов. Однако участие в проекте не ограничилось написанием исследований и их апробацией на конференциях, я также познакомилась с многими уважаемыми учеными, которые уже имеют большой опыт в изучении истории советского периода, за что я очень благодарна проекту.
Никита Маткин, студент магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках», участник сектора исторических исследований НУЛ МЭИ
Когда я поступил в магистратуру «Цифровые методы в гуманитарных науках», я начал активно изучать программирование на Python. С его помощью я освоил методы обработки ествественного языка и начал применять их в исследованиях. Сергей Иванович Корниенко предложил попробовать свои силы в анализе публикаций времен Гражданской войны. Я без раздумий согласился, для меня это был вызов попробовать в себя в разных гуманитарных областях.
Таким образом, я составил приложение по выявлению частых словосочетаний и созданию сети текста. Удивительно, что программирование оказывается необходимым даже при изучении фундаментальной гуманитарной проблематики.