• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Международная конференция «Экономика впечатлений»: экотуризм, подготовка кадров, партиципаторные практики

Международная конференция «Экономика впечатлений»: экотуризм, подготовка кадров, партиципаторные практики

Международная конференция «Экономика впечатлений»: экотуризм, подготовка кадров, партиципаторные практики

© Высшая школа экономики в Перми/Матвей Ефименко

Международная конференция «Экономика впечатлений» стала площадкой, где представители сфер культурного, музейного и туристического менеджмента могли обсудить актуальные вопросы, обменяться мнениями и определить новые точки развития отрасли. Так, в рамках 3 круглых столов поднимались проблемы развития экотуризма, подготовки кадров в сфере экономики впечатлений, партиципаторных практик учреждений культуры и образования. 

Круглый стол «Развитие экотуризма в заповедных территориях: специфика и перспективы в период пандемии»

В рамках круглого стола прошла презентация итогов проекта «К вершинам»: определены точки развития и даны рекомендации по улучшению туристической привлекательности заповедника «Басеги». 

00:11:05 – Овчинникова Екатерина Николаевна, ПРО ООО «Центр экологической политики и культуры» рассказала о партнерстве для развития экотуризма (на примере заповедника «Басеги»), интерес к внутреннему туризму в последние годы растет, но для развития данного направления необходимо решить проблему с инфраструктурой природоохраняемых территорий. Екатерина Николаевна представила вариант видеоролика об экспедиции «К вершинам».

00:31:27 – Мышлявцева Светлана Эдуардовна,  Стерлягова Анна ПГНИУ «О развитии экотропы к вершине Северного Басега». 

00:45:30 – Павлов Станислав, НИУ ВШЭ, Пермь «Маркетинговый профиль российского экотуриста»

01:01:15 – Матвеева Галина Кронидовна, Варушкина Татьяна, ПГНИУ, «Орнитологические исследования на территории заповедника Басеги».

01:26:35 – Гизатуллина Лейла, Музей современного искусства PERMM, Гришаев Илья, художник рассказали об арт-резиденции в заповеднике Басеги. 
 

Круглый стол «Подготовка кадров в сфере экономики впечатлений и туризма»

00:00:00 – Желнина З. МАГУ «Профессиональное образование в туризме». Было и будет? Не было и не будет? Кто и кого догоняет? – о том, какие основные проблемы есть в образовании, кто идет учиться в сферу экономики впечатлений, как должна строиться учебная программа, какие дополнительные курсы нужны.

00:23:00 – Казаков С.П., НИУ ВШЭ, Москва – образование бакалаврское и магистерское в сфере экономики впечатлений должно развиваться в плотном взаимодействии с бизнесом, органами государственной власти, то есть основными заказчиками кадров. Выстраивать учебный план необходимо так, чтобы практика составляла большую часть обучения.

00:30:35 – Трабская Ю.Г., НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – необходимо включение практиков в процесс обучения, от студентов есть такой запрос, смена фокуса на искусство и культуру.

00:54:20 – Драгилева И.И., Балтийский федеральный университет им. И. Канта – необходимо соединить науку и практику, есть проблема, что студентам достаточно бакалаврского образования (не продолжают обучение в магистратуре). 

00:59:30 – Захаренко Г. Н., СГПИ (филиал ПГНИУ) – соединение академизма и практики – это вечная дилемма образования в сфере экономики впечатлений, компании должны оценивать проекты студентов.

01:07:00 – Ширинкин П.С., ПГИК – важны лидерские качества для студентов, в Пермском крае не хватает профессиональных кадров в туризме.

Заведующая кафедрой сервиса и туризма МАГУ Зоя Желнина

Заведующая кафедрой сервиса и туризма МАГУ Зоя Желнина

Для меня важным стал круглый стол по теме подготовки кадров в сфере экономике впечатлений и туризме. Тема сложна тем, что отрасли меняются на глазах, специалисты, преподаватели должны выступать трендхантерами – ловцами тенденций, трендов, они сами должны быть источниками новостей. Что сложно, и не только потому что изменения нелинейные, но и потому что нужно учитывать формальные требования к организации учебного процесса, влиять на обучающихся, которые движутся к итоговой аттестации в разном образовательном темпе, с разной мотивацией. Полностью согласна с коллегами в том, что необходимо защищать и поддерживать академические приоритеты в образовательной деятельности, так как предположить, что главный продукт вуза –  выпускник с набором прагматических компетенций, это решение с коротким жизненным циклом. Необходимы долгосрочные планы развития профессий, умение влиять на качество отрасли через научные исследования.

Круглый стол «Пространство соучастия: партиципаторные практики учреждений культуры и образования».

В дискуссии участвовали руководители музеев и университетов, преподаватели, маркетологи и экскурсоводы, что позволило осветить ситуацию с разных точек зрения. В ходе круглого стола обсудили партиципаторные практики, перспективы развития музейной деятельности и разнообразные проекты для социальных и культурных институций. 

 

0:00:00 – Проект «Пространство соучастия» и взаимодействие университета с культурными и социальными индустриями;

Анна Качкаева, к.фил.н., профессор, руководитель Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ. Реальность активно переходит в цифровую среду. У социальных и культурных институций появляется необходимость в цифровых проектов. В докладе примеры студенческих проектов для социальных и культурных институций и подведены итоги проекта «Пространство соучастия».

0:36:28  – Пять жизней дома Дурасова на Покровском бульваре, Мартусевич И.А., руководитель аппарата НИУ ВШЭ. Дом Дурасова построен в конце XVIII и имеет богатую историю. В 2006 году дом был передан Высшей Школе Экономики, которая занялась его реконструкцией. В докладе освещены технологии по виртуальной репрезентации дома Дурасова: иммерсивные спектакли, VR-туры, квесты и многие другие. 

0:55:44 — Партиципаторные практики в маркетинге музея: проектирование инструмента (на примере Пермского краеведческого музея), Гоменюк Н.В., генеральный директор ООО «Бизнесберри». Партиципаторность – новый тренд в музейной индустрии. В докладе показан подход к развитию партиципаторности для кластера Пермского Краеведческого Музея с позиций внутреннего маркетинга. Предложен инструмент для выявления позиционирования музея.

1:20:55 – Александра Агишева, программный директор Центра Городской Культуры, Татьяна Синицины, директор Центра Городской Культуры, осветили ситуацию с точки зрения культурной институции. Они рассказали о подходах к работе с целевой аудиторией и о новых форматах культурной деятельности.

1:33:50 – Полина Дмитриева, экскурсовод в музее Пермь-36, поделилась опытом реализации новых форматов в музее. Один из важных проектов музея – “Школа Юного Экскурсовода”, в рамках которого учащиеся Уральского Подворья организуют и проводят собственные экскурсии по Перми.

1:43:10 – Партиципаторные практики: карта и территория. Сторонний взгляд на открывающиеся возможности. Никита Клюев, начальник Центра маркетинга и коммуникаций НИУ ВШЭ – Пермь, предложил возможные перспективы для привлечения посетителей в пермские музеи. В докладе представлены проблемы культурных ночей в музеях и предложены пути их решения.

1:57:36 — Пространство соучастия: цифровые решения студентов для социальных и культурных институций Перми. Илиана Исмакаева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь, рассказала о реализации проекта “Пространство соучастия” в Пермской Вышки, продемонстрировала примеры студенческих проектов и очертила дальнейшие перспективы развития. 

Проект «Пространство соучастия» направлен на развитие взаимодействия университетов с социальными и культурными институциями. «Пространство соучастия» запущено Центром цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ и проводится в рамках программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 

начальник Центра маркетинговых коммуникаций НИУ ВШЭ – Пермь

 

Очень радостно, во-первых, что наша встреча всё-таки состоялась, пускай и в гибридном формате. Во-вторых – что в обсуждении практик соучастия приняли и исследователи, и педагоги, и представители культурных институций (среди которых есть и наши студенты), что Вышка снова стала пространством консолидации самых разных специалистов. Думаю, главный результат обсуждения состоит в том, что каждый из нас смог сопоставить чужие практики и подходы с собственными, почерпнуть идеи для цифровых и нецифровых проектов, лишний раз убедиться, что движется в нужном направлении (это тоже важно!). Я хочу поблагодарить всех наших коллег и студентов. Давайте чаще видеться и создавать новое и полезное.

доцент кафедры гуманитарных дисциплин, заведующая сектором исторических исследований НУЛ МЭИ Динара Гагарина

Мы третий год участвуем в программе «Пространство соучастия», в котором студенты совместно с кураторами из культурных и социальных институций создают цифровые проекты и через них делают музеи и архивы еще ближе к городу и людям. Этот опыт важен и для пермской Вышки, и для Пермского края в целом.  

Круглый стол стал логическим результатом этой программы, мы пригласили в Пермь ее руководителя – Анну Качкаеву, пригласили экспертов, маркетологов, представителей музеев, театров, руководителей проектов. В течение двух часов мы делились опытом партиципаторных активностей, обсуждали проблемы и способы их решения.

студентка 4 курса образовательной программы «История», экскурсовод музея «Пермь-36» Полина Дмитриева

Прежде всего, я решила поучаствовать в круглом столе, чтобы поделиться своим опытом, пусть и небольшим, и услышать про то, как тем же самым занимаются другие культурные институции. Я работаю в Музее-заповеднике «Пермь-36» вот уже почти год, но проект «Школа юного экскурсовода» идёт всего 5 месяцев и уже близится к концу. На самом деле, мне просто хотелось показать, что мы тоже заинтересованы в том, чтобы как можно больше работать с людьми не только в рамках экскурсий, но и вовлекать в деятельность музея. У нас есть уже много лет действующие проекты, например, «Летняя творческая смена», когда в музей приезжают художники, больше узнают об истории политических репрессий и под впечатлением от увиденного и услышанного рисуют картины, которые потом можно увидеть в нашем музее.

Но у всех наших проектов очень слабо развита digital-сторона, мы работаем стандартными методами оффлайна, но стараемся рассказывать всё и в новых, модных терминах и стратегиях (про ту же партиципаторность и сторителлинг). На круглом столе я увидела, что есть проекты, которые наоборот делают большой упор именно на создание сайта, его интерактивность, максимально репрезентируют свои проекты в диджитале, что очень важно. Я думаю, вот этому нам стоит поучится у коллег, так о нас и наших проектах сможет узнать больше людей.

В целом, было интересно послушать про опыт наших коллег, больше всего мне понравился рассказ про все эти культурные «ночи», вроде Ночи искусств или Ночи музеев. К сожалению, его мы прослушали очень кратко, но мне кажется, там были очень правильные мысли. Я для себя сделала небольшие выводы, будем их применять в приближающейся Ночи искусств!