• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Студенты НИУ ВШЭ – Пермь проводят «Школу юного экскурсовода» для детей из Уральского Подворья

Студенты НИУ ВШЭ – Пермь проводят «Школу юного экскурсовода» для детей из Уральского Подворья

Студенты НИУ ВШЭ – Пермь проводят «Школу юного экскурсовода» для детей из Уральского Подворья

© Высшая школа экономики

Стартовал социальный проект «Школа юного экскурсовода», направленный на привлечение школьников к исследовательской и краеведческой деятельности. Организаторами проекта выступили сотрудники музея-заповедника «Пермь-36» – студентка образовательной программы «История» Полина Дмитриева и студент магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» Павел Аликин.

Участники проекта – ученики «Специального учебно-воспитательного учреждения “Уральское Подворье”».  В процессе обучения они осваивают новую для себя профессию экскурсовода, узнают историю города, развивают коммуникативные и исследовательские навыки. Проект включает проведение лекций и мастер-классов по различным аспектам работы  экскурсовода и музейного сотрудника. Так, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь Илиана Исмакаева рассказала о цифровых возможностях в презентации культурного наследия и экскурсионной деятельности, показала интересные проекты в этой области, в том числе выполненные студентами пермской Вышки. 

В результате обучения ребята разработают 5 пеших экскурсионных маршрутов по Мотовилихинскому району, который в этом году отмечает 285-летие.

Полина Дмитриева, студентка 3 курса образовательной программы «История», экскурсовод музея «Пермь-36»

Полина Дмитриева, студентка 3 курса образовательной программы «История», экскурсовод музея «Пермь-36»

Мы хотим предложить ребятам новый вариант их будущей профессии. Для этих детей очень важно найти своё дело и место в жизни. Стать экскурсоводом –вариант для тех, кто любит общаться с людьми, что-то придумывать и создавать. В Подворье им предлагается стандартный набор профессий, но есть и те дети, кому хочется больше творчества. Именно они пришли к нам – в Школу Юного экскурсовода.


Поэтому для них участие в проекте это и дополнительное образование (получение навыков ведения экскурсий), и новые знания об истории Перми и Мотовилихинского района, и возможность придумать что-то своё, проявить себя и самореализоваться. А ещё это получение важных для их будущей жизни навыков – публичное выступление, работа в команде, сбор и организация информации. После того как ребята пройдут обучение и успешно защитят свои экскурсионные проекты, они начнут вести экскурсии. Собрать для них слушателей нам поможет администрация Мотовилихинского района и руководство «Уральского подворья». Так они получат реальный опыт, который поможет им в будущем.

 

До этого проекта я не вела занятия в школах и не была куратором, поэтому было волнительно на открытии. После вводной части и обозначения того, чем мы будем заниматься весь месяц, я провела для них несколько игр и групповых занятий, для того чтобы всех познакомить друг с другом, научить взаимодействовать. Ещё во всём я старалась им показать, какие навыки нужны экскурсоводу – умение говорить, собирать информацию, разбирала их ответы с точки зрения структуры организации экскурсии.

 

В общем, опыт и для меня очень интересный. Мне кажется, это замечательные ребята, и я верю, что у нас с ними что-то получится!

 

Павел Аликин, магистрант 1 курса образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»

Павел Аликин, магистрант 1 курса образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»

Мы хотим дать ребятам возможность попробовать себя в необычной, достаточно творческой роли. Это не только экскурсовод-рассказчик, но и разработчик собственного маршрута, автор или соавтор проекта. Будет здорово, если для кого-то из них этот опыт станет шагом в профессиональном становлении.

В программу включены теоретические и практические занятия по экскурсионному делу, истории Перми и края, культуре речи и публичного выступления. Также значительную часть курса занимает индивидуальная и групповая работа по подготовке выпускных проектов. Мы рассчитываем, что ребята смогут самостоятельно вести экскурсии по достопримечательностям Мотовилихи — района-юбиляра, основанного в 1736 году.

Участники Школы юного экскурсовода увеличат свои знания и смогут поделиться ими с широкой аудиторией пермяков. Реализация проекта станет фактором, укрепляющим локальную идентичность молодых горожан. Проще говоря, это даст им самим и их экскурсантам чуть больше понимания, где все мы живем и почему Пермь стала именно такой, какой мы ее знаем. Для ребят, помимо прочего, это и яркие впечатления, и проведенные с пользой каникулы. Позитивные эмоции могут быть, например, от интересной краеведческой информации (по себе знаю радость, когда в старой книжке отыскиваются некие сведения, «неуловимые» всезнающим Гуглом) или от посещения Мотовилихинских заводов, где участники посмотрят на процесс плавки металла. Думаю, наш проект принесет пользу и городу как макросообществу, потому что Школа направлена в том числе на профориентацию «трудных» подростков.

Проект реализуется благотворительным фондом «Траектория надежды» и музеем-заповедником «Пермь-36» при финансовой поддержке Администрации г. Перми. Проект был поддержан на XXIII городском конкурсе социально значимых проектов «Город – это мы».