«Наука сегодня открыта для всех»
8 февраля отмечается День российской науки. В пермском кампусе НИУ ВШЭ есть несколько научных лабораторий и исследовательских групп, а академический трек — одно из направлений развития карьеры студентов и выпускников. Ученые пермской Вышки рассказали, как они пришли в науку и что происходит в научной сфере сегодня.
Мой путь в науку начался в аспирантуре на кафедре русского языка и стилистики пермского классического университета. Моим научным руководителем была Маргарита Николаевна Кожина — профессор, выдающийся филолог, основатель школы функциональной стилистики, известной во всем мире. Приведу простой пример. Когда в 1994 году я впервые поехала на заграничную стажировку в Оксфордский университет (такая поездка была сопоставима с полетом в космос), Маргарита Николаевна дала мне для библиотеки новое издание своего учебника «Стилистика русского языка». А в Бодлианской библиотеке передо мной выстроился отдел славистики со всеми публикациями М.Н. Кожиной, и сотрудники библиотеки с величайшим почтением приняли еще одну книгу в свой фонд.
Работа над кандидатской диссертацией под руководством Маргариты Николаевны научила меня тому, что публикации должны быть только актуальными и востребованными в мире, что трудности – это залог развития научной идеи, что работать лучше в междисциплинарной команде.
Есть еще много уроков, которые я вынесла за годы исследовательской работы, но это совсем другая история.
Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований (Пермь): заведующий лабораторией
С иронией отмечу, что я в науке с раннего детства. Мой отец — выдающийся исследователь в области технической диагностики в авиационной и ракетной промышленности. Ребенком он меня водил меня к себе на работу, где мне посчастливилось наблюдать уникальные экспериментальные установки. Мне тогда казалось, что я тоже когда-нибудь соберу космический корабль. Однако в 6 лет, а это был 1990 год, я впервые познакомился с персональным компьютером. Это было очень дорого для моих родителей, но доступнее космоса.
С тех пор и до сегодняшнего момента мне удалось поработать с огромным количеством вычислительной техники, контроллеров, сетевых устройств. Все этапы эволюции «железа» и ПО я пропустил через свое сознание. Мне посчастливилось учиться и успешно закончить физико-математическую школу № 146, получить инженерное образование в ПГТУ, стажироваться в Австрии, Германии США, Китае, Бельгии. В 25 лет я защитил кандидатскую диссертацию и с тех пор посвятил себя прикладным проектам в области систем управления энергоресурсами.
Более 10 лет я занимался преподаванием, административными делами, но только сейчас, на базе пермского кампуса НИУ ВШЭ, научная работа для меня стала профессией.
В науку я пришел, как говорят, со студенческой скамьи. На историческом факультете университета Ростова–на–Дону участие студентов в научной работе было одним из приоритетов уже на первом курсе, не менее, если не более значимым, чем участие в самодеятельности или занятия спортом. Во многом благодаря нашим учителям идеалом не только преподавателя университета, но и историка – выпускника университета, для нас был историк-ученый.
Поэтому к окончанию университета в профессиональном плане я уже был ориентирован на профессиональную деятельность в области истории, непременно включающую в себя как один из основных компонентов научные исследования.
Такую траекторию обеспечивала работа преподавателем вуза, в свою очередь она подготовила такие ступени научной карьеры как аспирантура, докторантура и т. д., а также возможность реализовывать себя в науке.
На сегодняшний день в области гуманитарных наук, в том числе исторической, выделил бы три, на мой взгляд, меняющих их на содержательном уровне процесса: теоретико-методологический плюрализм, интернационализация, цифровая трансформация.
Международная лаборатория экономики нематериальных активов (Пермь): Заместитель заведующего лабораторией
Когда я пришел в Вышку, университет как раз становился научно-исследовательским. Мой руководитель, Елена Шакина, на одном из первых разговоров подчеркнула, что исследования – это неотъемлемая часть работы в Вышке. Тоже самое говорил и мой научный руководитель Игорь Захаров. Этот ориентир Вышки на совмещение преподавания и исследования мне нравился тогда и нравится сейчас. За последние 10 лет у нас сложился крутой исследовательский коллектив, включающий в себя ученых из 5 городов и 4 стран.
Сегодня, на мой взгляд, российская экономическая наука перестает быть «российской» и становится мировой. В России появилось много университетов, в которых работают исследователи, публикующие работы в лучших экономических журналах.
Декан Социально-гуманитарного факультета (Пермь)
В науку меня привели учителя, сначала школьные – Татьяна Гартман, Наталья Горохова, Александр Чиклин и другие. Они «подготовили почву» и создали правильный настрой, потом научный руководитель в бакалавриате и магистратуре – Александр Калмыков. До работы с ним я не планировала оставаться в университете, потом я работала над кандидатской с Евгением Хеннером и Сергеем Корниенко. С учителями мне очень повезло, и всем им я благодарна.
Для многих направлений науки сегодня, как российской, так и международной, характерна междисциплинарность, взаимопроникновение методов, усложнение изучаемых объектов и процессов. В наших программах бакалавриата и магистратуры междисциплинарные подходы и методы тоже становятся важным элементом учебных планов.
Другая особенность науки – проектный характер, что тоже мы реализуем в образовательном процессе. Не все наши выпускники станут учеными, но для жизни и профессионального развития междисциплинарный взгляд на задачи и проектное мышление оказываются важными компетенциями.
С Днем российской науки! Интересных задач, надежных партнеров и грантов для проектов!
В том что я буду работать в научной сфере, я была уверена с первого класса. Правда, тогда мне казалось, что быть ученым – это значит надеть белый халат и проводить какие-то полумистические опыты в секретных лабораториях, а потом заперевшись в высокой башне, писать длинные и заумные манускрипты.
По-настоящему с наукой я познакомилась тогда, когда поступила в московский физтех — со второго курса мы все работали на базовых кафедрах в различных НИИ Москвы и Подмосковья. У нас была превосходная возможность не просто посмотреть изнутри на то, как живет наука, но и принять участие в исследованиях в меру своих возможностей. Не всё оказалось так, как я себе представляла в семь лет, но несмотря на это, романтики хватило.
Мне очень повезло, что у меня оказались отличные руководители, которые стремились проводить исследования на мировом уровне, читали не только российскую, но и зарубежную литературу, и регулярно участвовали в международных научных мероприятиях. И, конечно, они старались прививать такие же высокие стандарты и своим ученикам.
Отдельной главой в моей научной деятельности стала и исследовательская работа во Франции. Тогда я по-настоящему поняла, что основная сложность исследования – это не сделать эксперимент или провести расчеты, а грамотно поставить исследовательский вопрос и разработать дизайн исследования так, чтобы его результаты получились достоверными и имели научную и практическую значимость. И здесь опять-таки хотелось бы отметить огромную роль моих наставников, которые не просто руководили моей работой, но и всячески способствовали поиску и реализации моих собственных научных интересов, даже если мои идеи и не вызывали у них восторга, а порой и вовсе носили безумных характер. Во Франции я включилась и в научно-популярную активность.
Тогда я наконец-то осознала, что ученые могут и должны рассказывать «обычным» людям о науке — только так новые знания, один из главных результатов нашего труда, могут быстро и без искажений дойти до любого, и только так мы сможем сделать науку по-настоящему открытой и доступной для всех.
Международная лаборатория экономики нематериальных активов (Пермь): Старший научный сотрудник
Мне повезло родиться в семье научных сотрудников. Каждый день из разговоров взрослых я слышала что-то об экспериментах, расчетах, опытных установках, командировках и других загадочных и умных вещах, которые будоражили мое детское сознание. Моя бабушка Ким Мария Порфирьевна получила свой последний патент, когда ей было уже 90 лет, посвятив профессиональную научную деятельность очистке кислых шахтных вод.
Иногда мне кажется, что судьба моя была предопределена, и я закономерно пошла работать в университет и стала научным сотрудником. Это непередаваемое ощущение постоянного поиска и ожидания озарения, это радостное чувство общения с более опытными коллегами и совсем юными. Безусловно, быть в науке непросто, движение вперед зачастую ограничено ресурсами, иногда в погоне за рейтингами приходиться выбирать не самое оригинальное решение задачи или ориентироваться на краткосрочные горизонты.
И все же истинные создатели новых знаний сумеют отличить мишуру от перспективной идеи, и, если уж эта идея к ним пришла они сделают все, чтобы ее реализовать! Новых всем открытий, грантовой поддержки и плодотворных коллабораций! С днем науки, коллеги!
Международная лаборатория экономики нематериальных активов (Пермь): Научный сотрудник
В 2008 году я участвовала в Школе консалтинга, которую для студентов пермской Вышки организовал Центр прикладной экономики. По итогам школы меня и Юлию Найденову пригласили работать в Центре над прикладными проектами. Моими наставниками были Елена Шакина и Максим Исакин, и именно с их подачи я начала делать курсовую работу и диплом на стыке исследований и консалтинга. Забавно, что Максим Александрович спрашивал тогда, что же мне нравится больше, наука или консалтинг, и я выбирала второе.
Результаты диплома в итоге стали моей первой публикацией в научном журнале «Корпоративные финансы». Работа с Максимом Александровичем научила меня серьезно подходить к логике текста, а с Еленой Анатольевной — мечтать и ставить недостижимые на первый взгляд цели. В итоге консалтинга в моей жизни было все меньше, а исследований — больше. Постепенно в пермской Вышке сложилась команда, которая в 2014 году стала Международной лабораторией экономики нематериальных активов.
Мне очень повезло расти как исследователь вместе с этой командой, в дружеской атмосфере и под кураторством профессоров зарубежных университетов — Анхеля Барахаса, Фелиса Итурриага, Денниса Коутса и Карлоса Хардона. Хорошее исследование сложно сделать в изоляции, в одиночку, это коллективный процесс.
Очень здорово, что сейчас у студентов есть много возможностей научиться читать, обсуждать и делать качественные исследования. Всегда, когда я рассказываю своим студентам о том, зачем мы разбираем исследования, я привожу слова научного журналиста Аси Казанцевой: «Существует не так много вещей, в которые я верю без ссылок на источники, но вот одна из них: я верю, что навыки поиска и анализа научной информации необходимы каждому человеку. Я верю, что сама привычка к интеллектуальной деятельности меняет мозг в правильном направлении, формирует такие нейронные сети, с которыми гораздо сложнее быть не только глупым, но и злым или несчастным, скучающим или напуганным — просто потому, что мир становится понятнее, а значит, безопаснее и интересней».
А одним из позитивных последствий 2020 года является то, что научный мир стал безграничным, и можно регулярно слушать лучших мировых исследователей и развивать свои нейронные связи, сидя дома.
Я с первого курса университета участвовала в олимпиаде по исторической информатике, которую проводила команда лаборатории исторической и политической информатики ПГНИУ (и побеждала), мне было интересно применение информационных технологий в исторических исследованиях. Так я познакомилась с Сергеем Ивановичем, который позже стал моим научным руководителем, с Динарой Амировной и другими сотрудниками лаборатории, меня заметили. Так я стала участником научных проектов лаборатории (а затем Центра цифровой гуманитаристики). Я считаю, что определяющую роль в моем приходе в науку сыграли Корниенко Сергей Иванович и Гагарина Динара Амировна, которые всегда поддерживали и направляли меня в моих научных изысканиях (и продолжают это делать), именно с ними я поехала на свою первую «взрослую» конференцию. А дальше все завертелось: конференции, стажировки, школы.
Я считаю, что наука сегодня открыта для всех, в том числе для студентов, попробовать себя в науке могут все, кому она интересна. Я бы хотела посоветовать своим студентам не ставить перед собой барьеров, как можно раньше начать участвовать в научных конференциях, готовить публикации и не боятся выступать и рассказывать о своих интересных исследованиях.
У студентов и молодых ученых есть все шансы получить грант на реализацию своего исследования, участвовать в стажировках в научно-исследовательских центрах, библиотеках и архивах и т.д.
Я не планировала научную карьеру. Я просто пыталась получить кандидатскую степень в приличном месте, в котором смогу чему-то научиться. Случайно таким местом оказалась Вышка. Из этого я выросла как учёный. Ещё раньше в Пермском государственном университете, который я закончила, меня воспитывала мой научный руководитель Людмила Ивановна Геращенко.
Научные исследования были интересны мне уже на момент поступления в университет. Я был регулярным слушателем, а потом и докладчиком на выступлениях различных научных подразделений, в бакалавриате каждые полгода ездил на конференции: делился опытом и перенимал чужой. Сейчас, будучи научным работником, магистрантом и исследователем в разных областях, ко мне постепенно приходит понимание, насколько российское научное сообщество интересно, неоднородно и обширно. И каждое новое исследование укрепляет чувство принадлежности к этому сообществу.
Благодаря цифровым технологиям за последний год мне и коллегам удалось принять участие в международных мероприятиях и произвести обмен лучшими исследовательскими практиками. Подобное расширение возможностей приносит неоценимый вклад в научное развитие не только российской, но и мировой науки.
В науку пришла, скорее всего, в тот момент, когда, окончив 9 класс школы в поселок Звёздный, поступила в Лицей № 10. Тогда я поняла, что школа не даёт больших горизонтов личностного и академического развития. Простыми словами – не хватало того состояния, когда ты выходишь за рамки возможного и мозг выдаёт удивительные вещи.
В школе я участвовала в различных предметных олимпиадах просто ради фана и, возможно, на уровне подсознания, хотелось выйти из стандартной учебной программы. В лицее же впервые участвовала в научной конференции с работой по математике, тогда мне казалось, что решила задачу о трисекции угла, даже доказывала всем, что задача реально решена.
Сейчас я считаю, что это был взгляд на решение сквозь розовые очки. С удовольствием, но не без сложностей, окончила лицей и поступила в Вышку.
Сначала я просто учиталась и выполняла все задания, набирала ценный багаж знаний. На первом курсе, правда, удалось занять призовое место со стендовым докладом по исследованию будущего роботов Android в человеческой среде, хотя это было авантюрой. Дальше на третьем курсе начала изучать разработку мобильных приложений, чему были посвящены курсовая и ВКР бакалавриата. Также первая статья вышла именно по разработке мобильных приложений и применяемых паттернов при разработке. Дальше пошла в магистратуру, где и началась бурная работа по науке – статьи, конференции, публикации, конечно, не так много, как хотелось бы, из-за нагрузки по работе на кафедре и преподаванию.
Наиболее весомый вклад в мою научную жизнь внёс Кычкин Алексей Владимирович – генератор крутых исследовательских идей, пример и помощник в их реализации. Благодаря Алексею Владимировичу было написано много статей и работ по приоритетному направлению по цифровизации. В этом направлении продолжаем развиваться дальше, с этим направлением планируется связать кандидатскую диссертацию.
Научные лаборатории НИУ ВШЭ — Пермь
Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований (НУЛ МЭИ)
Все проекты лаборатории объединяет применение теоретических моделей, использование статистических и эконометрических методов применительно к реальным данным. Исследования носят междисциплинарный характер, объединяя такие области как эмпирика отраслевых рынков, исследование операций, маркетинг, интеллектуальный анализ данных.
Международная лаборатория экономики нематериальных активов (МЛЭНА)
Основная цель лаборатории — обеспечить развитие исследований роли нематериальных активов в создании устойчивых конкурентных преимуществ компаний и проведение сравнительных эмпирических исследований в этой области. Лаборатория объединяет ученых и молодых исследователей из НИУ ВШЭ и университетов Европы и Америки.
Научно-учебная лаборатория учебных корпусов
Лаборатория занимается классификацией маркеров академического регистра английского языка и оценочных метрик для описания атрибутов стиля на основе методов корпусного статистического анализа и онтологического инжиниринга. Полученные данные позволят разработать методические рекомендации для студентов и преподавателей по соответствию параметрам академического регистра.