5 правил победы в хакатонах
Преподаватель кафедры информационных технологий в бизнесе Олег Бартов стал победителем нескольких российских и международных хакатонов — компании McKinsey, онлайн-чемпионата конкурса «Цифровой прорыв» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Мы узнали у эксперта, почему студентам стоит принимать участие в хакатонах и как занять первое место в подобных соревнованиях.
Олег Бартов, преподаватель кафедры информационных технологий в бизнесе
В начале лета я узнал о международном DataScience-хакатоне, организуемом компанией Mckinsey. Хакатон подкупил меня тем, что задание было близко к теме моей кандидатской диссертации по экономике. Сначала у меня не получалось добиться хорошего результата, что сподвигло на достаточно углубленное изучение математики, в частности робастной оптимизации в условиях неопределённости. И в итоге пришло озарение — предложенное мною решение оказалось лучшим из нескольких тысяч.
После этого я подал заявку на онлайн-чемпионат конкурса «Цифровой прорыв» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Мы решали задачи классификации текстов вакансий по специализациям от компании HeadHunter и предсказания услуги, к которой обратится заявитель в следующий раз от центра государственных услуг «Мои документы». Я стал победителем в решении кейса по специализациям, а в кейсе по услугам МФЦ занял второе место.
Победа в онлайн-чемпионате позволила принять участие в гранд-финале конкурса «Цифровой прорыв». Участников из трех городов — Перми, Москвы и Санкт-Петербурга, объединили в команды по 5 человек. В финале наша команда решала задачу по определению риска сердечно-сосудистых заболеваний на основании нетипичных факторов, таких как количество компьютеров в семье, наличие велосипеда, ежемесячный доход или даже площадь дачи.
В результате нам немного не хватило баллов до победы, команда заняла второе место. Основная сложность каждого хакатона заключалась в том, что аналогичные задачи я не решал ранее, а в рамках соревнования требовалось представить предложения за ограниченное время.
Что выбрать — хакатон & кейс-чемпионат?
В моем понимании кейс-чемпионат — это более широкое понятие, чем хакатон. В рамках кейс-чемпионата, описывающего проблему какой-либо компании, участники пытаются найти ее решение. При этом это может быть, например, как чисто бизнесовый, так и инженерный кейс. Хакатон же, в свою очередь, имеет ярко выраженную IT-направленность, в нем обязательно должны участвовать разработчики и желательно аналитики, продакт-менеджеры и дизайнеры.
Общая же задача для организаторов обоих видов соревнований одинаковая — получить взгляд со стороны на проблему и контакты людей, с которыми в дальнейшем можно договориться о сотрудничестве в той или иной форме.
Что дает участие в хакатоне?
Я считаю, что для студентов хакатоны — мощнейший ускоритель развития. За ограниченное время в условиях стресса и повышенного уровня адреналина новые знания и навыки обретаются так быстро и надолго, как нигде и никогда. Участие в подобного рода соревнованиях дает закалку, которая обязательно пригодится при построении карьеры.
Командные хакатоны, в свою очередь, дают понимание, что совместными усилиями можно создать намного больше, чем индивидуальными. Соревнования помогают развивать навыки общения, эмпатии и критического мышления.
Хакатоны будут полезны студентам практически всех образовательных программ пермского кампуса НИУ ВШЭ — конечно, прежде всего для студентов образовательных программ «Программная инженерия» и «Бизнес-информатика». Студенты программ «Экономика» и «Управление бизнесом» также могут применить знания и творческие способности, поскольку на хакатонах важно, чтобы решение было обосновано с экономической точки зрения и имело бизнес-перспективы.
5 правил победы в хакатонах
Участвовать в большом количестве соревнований
Здесь работает диалектический закон перехода количества в качество.
По возможности готовить используемый технологический стек заранее
Это позволит использовать время на создание дополнительной ценности решения, а не на технические проблемы.
Проявлять инициативу при общении с жюри и экспертами по кейсу
Понимание желаний и болей организаторов и экспертов хакатона создает преимущество в решении проблемы.
Разрабатывать то, что требуется, и немного больше
Но стоит соблюдать баланс, иначе существует риск уйти от основной темы кейса, и тогда даже хорошее решение, но сделанное не по теме, начнет выглядеть хуже.
Репетировать защиту решения
Здесь, как и на любой защите, важно рассказать все и уложиться в отведенное время, что практически невозможно сделать без многократных репетиций.
Бартов Олег Борисович