• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги первого этапа проекта «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»

Итоги первого этапа проекта «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»

© Shutterstock

 

Проект «Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities» (Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ) реализуется совместно НИУ ВШЭ – Пермь с БФУ им. Канта (г. Калининград). За первые полгода работы создана информационная модель научно-образовательного цифрового ресурса, состоялись мастер-классы, лекции и другие мероприятия, в которых приняли участие более 200 студентов разных вузов. Участники проекта рассказали об итогах первого этапа и поделились планами по развитию исследования.

Цель первого этапа проекта

Формирование информационной основы исследования: историографической, источниковой, методической, технологической, инструментальной.

В рамках первого этапа: 

 Проведен историографический анализ,

 Определены основные группы источников для решения исследовательских задач проекта,

 Разработана информационная модель научно-образовательного ресурса,

 Проведены организационно-методические, презентационные и образовательные мероприятия по проекту.

Результаты работы отражены в докладах на научных конференциях и статье по историографической проблематике. Помимо этого, они будут включены в учебные курсы программ бакалавриата и магистратуры. 

Корниенко Сергей Иванович,
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): заведующий кафедрой

На реализацию первого этапа проекта наложила отпечаток пандемия: ограниченный доступ к архивам и библиотекам, невозможность реализации планов на научную мобильность. Однако и мы, и наши партнеры справились с этой проблемой, нашли необходимые формы взаимодействия онлайн, успешно провели необходимые организационно-методические, научные и образовательные мероприятия дистанционно, что позволило успешно решить задачи первого этапа. 

Полученные результаты освещены в докладах на международной конференции ассоциации «История и Компьютер» и российской конференции в рамках школы молодых ученых в Калининграде. Разработка истории миграций в Молотовской области — это существенный шаг в изучении истории нашего края. Работа по тематике проекта стала значимым фактором для вовлечения студентов университетов-партнеров в научную деятельность.

Ангелина Саенко,
научный сотрудник центра социально-гуманитарной информатики БФУ им. Канта

Для нашего региона  исследование процессов послевоенной миграции особенно значимо, так как сама история Калининградской области началась с 1946 года. Первые переселенцы закладывали основы  хозяйства, экономики, политического и культурного уклада. 

Проект позволит объединить усилия исследователей с разных сторон для выявления, с одной стороны, общих черт в процессах трансформации, с другой — региональной специфики. Опыт  применения цифровых методов исследования в данном контексте незаменим. В настоящий момент завершился первый этап проекта — определена источниковая база исследования, разработана историография проблематики. 

Применение методов  анализа средствами digital humanities на следующем этапе позволит решить задачи анализа демографической, социально- экономической, политической и культурной динамики.

На следующих этапах с помощью подходов и методов digital humanities будет проведен анализ содержания, характера и значения миграционных процессов и явлений как фактора трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления. Результатом работы станет научно-образовательный цифровой ресурс для исследования проблем послевоенной миграции.

Исмакаева Илиана Дамировна,
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Преподаватель

Наши студенты получили возможность участвовать в реализации реального проекта совместно с исследователями НИУ ВШЭ — Пермь и БФУ им. И. Канта. Они получают новые навыки, учатся работать в междисциплинарной команде и условиях ограниченного времени. Отдельные вопросы мы разбирали с бакалаврами и магистрами в рамках «Проектного семинара», «Исторических информационных ресурсов», «Цифровых методов в сохранении и презентации культурного наследия» и других курсов.

У нас сложилась команда студентов, которая принимает активное участие в реализации проекта. Кроме того, в этом году более 200 студентов университетов-партнеров приняли участие в лекциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях по проекту.

Александр Высотин,
студент магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках»

Этот проект дает мне хороший опыт работы в команде, причем как с коллегами из НИУ ВШЭ – Пермь, так и с исследователями БФУ им. Канта. Так как у меня полностью технический бэкграунд, мне интересно, как с помощью методов digital humanities можно изучать вопросы истории XX века.

Для региона это уникальное исследование, в котором будет предпринята попытка объяснить его развитие и социокультурный облик послевоенного времени. К тому же будут использованы архивные источники 1940-1950-х годов, которые постепенно становятся доступными.

Записи мероприятий по программе «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»

На YouTube- канале НИУ ВШЭ – Пермь опубликованы записи мероприятий, прошедших в рамках проекта «Миграции как фактор социальной трансформации регионов СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities». Выбрать и посмотреть мастер-класс можно по ссылке — https://perm.hse.ru/migration/news/428410250.html.