• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кодекс этики студентов

Кодекс этики студентов

@Высшая школа экономики/Даниил Прокофьев
С 19 по 26 декабря студенческий совет НИУ ВШЭ проводит референдум по вопросу утверждения Кодекса этики обучающихся. Публикуем финальный проект документа и приглашаем студентов принять участие в его обсуждении. 

Рабочая группа по разработке Кодекса этики неоднократно публиковала различные версии документа, собирала комментарии, редактировала текст и проводила встречи со студентами, а в мае участвовала в заседании Международного Экспертного Совета во главе с нобелевским лауреатом Эриком Маскином, на которой ведущие мировые ученые высоко оценили предложенный проект и внесли свои коррективы. 

Отправить свое мнение о кодексе и о том, как, на ваш взгляд, правильно проводить голосование, можно на почту referendum.hse@gmail.com и в личные сообщения группы

Кодекс этики обучающихся НИУ ВШЭ

Сообщество обучающихся (студентов, аспирантов, лицеистов) Высшей школы экономики объединяет талантливых и амбициозных людей. Мы представители разных культур, стран, городов, политических и религиозных взглядов, но вместе с тем мы разделяем академические и этические ценности Университета, заинтересованы в развитии сообщества и Университета.

Этический кодекс артикулирует и фиксирует базовые нормы, разделяемые сообществом обучающихся Университета. Наряду с Декларацией ценностей НИУ ВШЭ Кодекс этики – это ценностная основа существования Университета, которая направляет студентов, аспирантов и лицеистов в исследованиях, учебе и университетской жизни. Содержание Кодекса развивает положения Декларации ценностей НИУ ВШЭ, следуя принятым в международном академическом сообществе стандартам и учитывая особенности жизни и деятельности обучающихся в Университете.

  1. Стремление к истине и академическая свобода
  2. Честность и открытость
  3. Сотрудничество и взаимоуважение
  4. Равенство и недопущение дискриминации
  5. Забота об Университете и соуправление
  6. Активная общественная позиция и политический нейтралитет
  7. Заключительные положения

1. Стремление к истине и академическая свобода

1.1. Мы стремимся совместно найти научную истину в Университете. Мы осознаем и принимаем то, что у разных обучающихся, преподавателей и исследователей могут быть разные взгляды и ценностные ориентиры, но научное знание для нас важнее личных противоречий. Мы стремимся к тому, чтобы индивидуальные взгляды и ценности не закрывали нас от новой информации, не ограничивали наше обучение и исследования.

1.2. Мы развиваем в себе умение критически анализировать любую полученную информацию, в том числе результаты собственных исследований, и считаем это важным качеством каждого участника университетского сообщества. В своих исследованиях мы руководствуемся научными методами и профессиональными стандартами. Мы всегда приветствуем конструктивную критику в уважительной форме вне зависимости от того, кому она адресована или от кого она исходит.

1.3. Мы уважаем мнение других обучающихся, преподавателей и исследователей, свободно высказываемся на научные и профессиональные темы, руководствуясь академической этикой.

1.4. Мы ценим академическую свободу Университета – свободный обмен мнениями и идеями по всем научным направлениям, основанный на принципах строгой научности. Мы поддерживаем междисциплинарную и межфакультетскую исследовательскую деятельность и работу международных команд исследователей.

1.5. Мы открыты разным методологическим и идеологическим научным подходам и готовы аргументированно (обоснованно и осознанно) выбирать направления исследований.

2. Честность и открытость

2.1. Свобода слова и самовыражения – неотъемлемая часть культуры Университета и право каждого обучающегося.

2.2. Мы уважаем и поддерживаем право участников академического сообщества честно, конструктивно и открыто говорить о проблемах. При этом мы сообщаем о проблемах, не допуская сознательного искажения информации в любом виде. В свою очередь Университет принимает все меры по решению заявленных проблем и защите заявивших о них обучающихся.

2.3. Сообщение о проблеме не может стать причиной изменения академических требований к заявителю, привлечения его к дисциплинарной и иной ответственности.

2.4. Мы не допускаем коррупции, фаворитизма, непотизма в учебном процессе, исследованиях и внеучебной жизни Университета, следуем принципам равенства и избегаем конфликта интересов. В случае конфликта интересов мы декларируем его в письменной или устной форме.

2.5. Мы не приемлем любые проявления нечестного поведения в учебе и исследовательской работе: плагиат, фабрикация результатов, списывание и подкуп. Во взаимодействии с Университетом, другими обучающимися, сообществом мы не допускаем обмана, применения двойных стандартов.

2.6. Мы не присваиваем чужую интеллектуальную собственность, труд наших преподавателей и других обучающихся. В групповых проектах и совместной работе мы честно оцениваем вклад других участников, не приписываем себе чужие успехи и не перекладываем ответственность на других.

2.7. Мы считаем, что ни один студент, аспирант или лицеист не может считаться виновным в чем-либо, пока это не будет доказано в установленном порядке, в рамках которого у человека будут все возможности для защиты своей позиции.

3. Сотрудничество и взаимоуважение

3.1. Основой коммуникации и взаимоотношений в университетском сообществе являются равенство, взаимное уважение, доверие, честность, готовность к диалогу и взаимопомощь.

3.2. Мы стремимся поддерживать атмосферу доверия и взаимопомощи в университетской среде. При совместной работе мы открыто обсуждаем друг с другом все важные и дискуссионные вопросы, создаем комфортные условия для высказывания разных мнений. В дискуссиях мы приветствуем критику, но наша критика всегда остается корректной и беспристрастной. Мы сохраняем уважение к людям, имеющим другое мнение. Мы открыты к контраргументам и готовы к корректировке своей позиции на основании высказанных аргументов.

3.3. Мы безусловно уважаем личную тайну и тайну переписки.

3.4. Мы ценим психологический комфорт личности и стремимся построить сообщество, свободное от чрезмерного стресса и морального напряжения. Мы понимаем, что бывают обстоятельства, в которых требуется дополнительная помощь и поддержка, и с уважением относимся к таким ситуациям и оказавшимся в них обучающимся, преподавателям, научным и административным сотрудникам. Каждый обучающийся имеет право на получение психологической помощи в сложных ситуациях.

3.5. Мы готовы помочь новым обучающимся и гостям Университета приобщиться к нашей университетской и факультетской культуре, а также оказать бескорыстную поддержку тем участникам университетского сообщества, которые в силу различных обстоятельств в ней нуждаются. 

3.6. Мы уважительно обращаемся к другим обучающимся, преподавателям, работникам и гостям Университета, ожидая аналогичного ответного отношения и обращения к себе.

4. Равенство и недопущение дискриминации

4.1. В обучении мы ожидаем объективной оценки наших знаний и умений на основе открытой и доступной всем системы критериев. Такими же принципами мы руководствуемся в случае необходимости самим оценивать вклад в работу других обучающихся, а также преподавателей и работников.

4.2. Мы не допускаем предубеждений и проявлений дискриминации по признакам пола и гендерной идентичности, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, сексуальной ориентации, психического или физического здоровья, внешности, гражданства, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям и социальным группам, а также по любым другим признакам и ожидаем отсутствия таких предубеждений от всех обучающихся, работников и преподавателей и равных возможностей в любых университетских формах взаимодействия.

4.3. Ни один обучающийся (группа обучающихся), преподаватель или работник не может навязывать свое мировоззрение другим обучающимся, преподавателям или работникам Университета.

4.4. Мы не приемлем любые формы физического и психологического насилия над личностью в офлайне и в онлайне. Мы не приемлем сексуальных домогательств и принуждения сексуального характера в отношении обучающихся, преподавателей и работников, оказания нежелательных знаков внимания и совершения нежелательных физических контактов в отношении представителей другого или того же пола.

4.5. Романтические и сексуальные отношения не могут влиять на равенство в образовательном процессе, поэтому в случае таких отношений мы ожидаем, что Университет предложит способы предотвратить конфликт интересов: переход в другую группу, смену научного руководителя или иное применимое к конкретному случаю действие. Мы можем рассчитывать на конфиденциальную психологическую помощь участникам таких отношений.

5. Забота об Университете и соуправление

5.1. Мы заинтересованы в развитии и повышении международной конкурентоспособности Университета, улучшении качества образовательного процесса, сервисов, инфраструктуры, атмосферы, внеучебной жизни и востребованности выпускников на рынке труда и в академической среде.

5.2. Мы приветствуем инициативное участие в соуправлении Университетом и ответственный подход к выборам в органы самоуправления обучающихся.

5.3. Мы ожидаем от самоуправления обучающихся принятия важных решений с предварительным анализом позиций сообщества студентов, аспирантов и лицеистов, а от Университета – обсуждения значимых вопросов с самоуправлением обучающихся и принятия решений с учетом позиции обучающихся.

5.4. Мы заинтересованы в развитии современной инфраструктуры Университета и бережно относимся к имуществу Университета, готовы участвовать в планировании преобразования корпусов и пространства Университета.

5.5. Мы приветствуем вовлеченность выпускников в развитие Университета и сохранение контактов с alma mater после выпуска.

5.6. Мы честно обсуждаем все важные вопросы, связанные с деятельностью Университета, и стремимся решать возникающие проблемы и конфликты исходя из принципов сотрудничества, совместно с другими обучающимися, преподавателями и работниками Университета.

6. Активная общественная позиция и политический нейтралитет

6.1. Вне зависимости от общественной позиции мы безусловно уважаем закон и верховенство права.

6.2. Мы признаем важной третью миссию Университета, стремимся приносить пользу и благо людям, обществу, частью которого является наш Университет.

6.3. В социальной и внеучебной деятельности мы рассчитываем на вовлеченность сообщества обучающихся и поддержку Университета.

6.4. Мы не ведем в Университете политической деятельности, не используем образовательный процесс и научные обсуждения в целях политической агитации. Все наши обсуждения политики в стенах Университета имеют академический характер, основаны на поиске аргументов, соответствующих критериям научности.

 6.5. Соблюдение политического нейтралитета в Университете не препятствует нашей активной общественной позиции.

6.6. Мы не выступаем с публичной политической позицией от имени Университета, структурных подразделений, объединений обучающихся, всего сообщества обучающихся или его части.

7. Заключительные положения

7.1. Кодекс этики – это конвенция, соглашение университетского сообщества о должном взаимодействии и индивидуальном поведении.

7.2. Кодекс не является локальным нормативным актом Университета. Нарушение сформулированных в Кодексе этических норм само по себе не влечет дисциплинарной ответственности, но порицается университетским сообществом. Сознательное и систематическое нарушение Кодекса является актом неуважения к обучающимся, преподавателям, работникам и Университету.

7.3. Мы не приемлем любых нарушений этических норм, принимаем меры по устранению таких нарушений и имеем право сообщить о них администрации Университета и/или органам самоуправления обучающихся.

7.4. Кодекс вступает в силу после принятия сообществом обучающихся Университета.