• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «Вышку в новом учебном году ждет фантастически интересное и насыщенное искусством время»

«Вышку в новом учебном году ждет фантастически интересное и насыщенное искусством время»

«Вышку в новом учебном году ждет фантастически интересное и насыщенное искусством время»

Недавно опубликована книга пермского искусствоведа, преподавателя НИУ ВШЭ — Пермь Анны Суворовой «Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы». В новом учебном году Анна будет вести 2 общеуниверситетских факультатива и майнор, а также выступит ведущим преподавателем магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках». О том, что такое аутсайдерское искусство, как визуальная культура влияет на нас и чем отличаются студенты Вышки, она рассказала в интервью. 

Об аутсайдерском искусстве

У меня классическое искусствоведческое образование, я училась в Академии художеств в Петербурге на факультете теории и истории искусства. Академия была основана еще в 1757 году, поэтому мы изучали «магистральные» явления искусства: от цивилизаций Древнего Востока до барокко и классицизма и далее, от первобытных наскальных росписей до искусства «малых голландцев». Но во время обучения стало понятно, что для меня самый интересный этап истории искусства – это ХХ век и современность. Это и стало моей научной специализацией.

Первую диссертацию я защитила по теме, связанной с советским искусством. Но далее, разбираясь с тем, как все устроено в искусстве, я погрузилась в вопросы влияний внешних дискурсов на этом поле. Например, в связи с советским искусством закономерным оказался вопрос — «кто и почему определяет тот или иной феномен или объект как искусство?». Так, в мой исследовательской истории появились достаточно «неклассические» для «классического искусствоведа» подходы и методологии в изучении арт-процесса.

Искусство аутсайдеров – это феномен искусства, создаваемый художниками, находящимися за пределами признанных, принятых, легитимизованных и институционализированных  полей, тавтологично говоря, искусство за пределами искусства.

Эта тема появилась из нескольких лет моей исследовательской и кураторской работы с проблематикой самодеятельного и любительского искусства советского периода. В начале 2010-х годов я была научным руководителем проекта частного Музея советского наива, мы делали выставки, ездили по городам и весям, собирая коллекцию, издали книгу, посвященную этому явлению. И как раз в то время я столкнулась с произведениями, которые мне, профессиональному искусствоведу, было непросто анализировать и атрибутировать: они были не наивными, не самодеятельными, не профессиональными. Оказалось, что поле аутсайдерского искусства в России очень слабо исследовано, изданий, публикаций по этой теме очень мало. Так в моей исследовательской истории появилась эта большая тема.

О книге и ее продолжении

Одно из моих самых больших открытий последних лет – это исследование несколько историй художников-аутсайдеров, которых нашла я или мои коллеги по «аутсайдерском цеху». Мне было очень важно рассказать о тех художниках, которые почти не попадали в поле внимание исследователей. Также на протяжении нескольких лет я много и серьезно занималась разработкой междисциплинарных методологий в искусстве, в частности дискурс-анализом в искусстве, именно он является определяющим в этом исследовании.

В книге описано несколько творческих историй художников-аутсайдеров, проанализированы с позиций семиотики и формально-статистического подхода их работы. Исследование построено на глубинных интервью, изучении писем и дневников, российских и зарубежных статьях (они, кстати, были только в случаях с двумя художниками, остальные герои моей книги ранее практически не были включены в научный контекст).

Но, конечно, мой внутренний опыт нескольких больших исследований и книг показал, что исследование нельзя закончить, можно только поставить запятую. Сейчас у меня в «разработке» два новых больших исследования, которые также связаны с российским аутсайдерским искусством, уже более частными аспектами этого поля. Книга «Аутсайдерское искусство в России»: это некоторый «каркас» — основа будущих исследований, включающая методологические подходы и ключевые темы.

Одна из самых сложных проблем для историка искусства, который занимается исследованиями огромных, почти необъятных, феноменов искусства – это выбор. Я столкнулась с этой проблемой, когда писала первую диссертацию, тогда мне нужно было понять, какие именно из десятков тысяч произведений нужно выбрать для глубинного анализа. В случае с художниками-аутсайдерами мне было важно сосредоточить внимание читателей на специфических, наиболее полярных и глубоких творческих и личных историях. И скрепя сердце, мне пришлось отказаться от очень многих важных для аутсайдерского искусства России художников, но я планирую вернуться к ним в будущих книгах.

Скачать фрагмент книги (PDF, 2,00 Мб)

 

О факультативах и майноре

Вышку в новом учебном году ждет фантастически интересное и насыщенное искусством время.

  1. В этом году запускается инновационный, междициплинарный майнор «Визуальные медиа: теория, история, практика». Мы будем говорить о том, как различные визуальные стратегии проявляются в разных сферах: дизайне, рекламе, масс-медиа, искусстве, будем учиться анализировать и создавать визуальные сообщения. В майноре собраны очень значимые для современного контекста, и, одновременно, пока еще редкие дисциплины: от курса по современному искусству до теории и истории дизайна.
  2. На курсе «Советское искусство» мы будем разбираться как различные политические, экономические и социальные феномены влияли на поле советского искусства: от декретов первых лет советской власти до проблем экономики искусства позднего советского периода, как это оказалось отрефлексировано в содержании и стилистике искусства советского периода.
  3. А факультатив «Кросс-культурные исследования: культурные различия и искусство» ориентирован на формирование некоторой исследовательской оптики, нового взгляда на различные феномены художественной практики: от заимствования языков и концептов различных цивилизаций до гендерной повестки и гибридных форм искусства, науки и технологий в искусстве рубежа XX-XXI века.

Особенно важно, что и майнор, и два новых для пермской Вышки факультатива – общеуниверситетские, ведь разговор о феноменах искусства на них будет вестись в широкой междисциплинарной перспективе.

О визуальной культуре

Визуальность и визуальная культура в современном обществе становится одними из наиболее влиятельных структур мышления и определяющим фактором информационной и урбанистической среды. Мы живем в пространстве визуального, но часто даже не рефлексируем, насколько глубинно и мощно оно на нас влияет. Особенно курс будет важен для тех специалистов, кто каким-либо образом создает или определяет создание визуальных сообщения разных уровней: профессионалов рекламы, маркетинга, урбанистов, экспертов сфере медиа, а также для исследователей широкого круга специализаций, ведь визуальность тотальна.

В майноре я, совместно с Денисом Подледновым, буду вести два курса: «Современное искусство», он начинается уже в сентябре, и «Теорию и историю дизайна». Разговор о современном искусстве мы будем вести с позиций, выявления в художественной рефлексии тенденций политики и экономики, «сложных» социокультурные вопросы.

По мере освоения художественного процесса 1950–2010-х годов, тенденций и направлений искусства, теоретических принципов и технологий современного искусства, специфики языка визуальных медиа современного искусства, мы будем работать над умениями и навыками анализа концепций и визуальных кодов произведений современного искусства.

Курс по «Теории и истории дизайна» ориентирован на формирование знаний о закономерностях развития дизайна в период конца XIX – начала XXI века, тенденциях и теоретических принципах дизайна. Особое внимание мы уделим умению проводить комплексный формально-стилистический и дискурс-анализ объектов дизайна различного типа (средового, графического и т.д.).

О студентах Вышки

Когда мы работаем вместе, а для меня процесс преподавания — это сотрудничество, сотворчество, мы часто меняем свои представления о границах мира и тех предметах, о которых мы часами говорим на лекциях и семинарах. Студенты каждого курса, каждый человек имеет свою инаковость, индивидальность, свою сумму взглядов и позиций. В студентах Вышки мне очень импонирует высокий уровень мотивации и стремление к активному погружению в изучаемые курсы, умению задавать вопросы и открытость к полемике.

Прием в магистратуру

Подать документы на образовательную программу «Цифровые методы в гуманитарных науках» можно до 31 июля (включительно). Больше информации о преподавателях и курсах магистратуры можно прочитать по ссылке

Если у вас есть вопросы, связанные с поступлением и обучением на программе «Цифровые методы в гуманитарных науках», вы можете задать их академическому руководителю программы Динаре Амировне Гагариной по моб. тел. 8 904 848 93 87 или отправить на электронную почту DAGagarina@hse.ru.

Вы также можете записаться на личную онлайн-консультацию к Динаре Амировне и напрямую получить ответы на свои вопросы. Запись открыта по ссылке