Как меняются процессы внимания у детей и подростков?
На очередном заседании цикла научных семинаров «Цифровые трансформации» научный сотрудник НУЛ МЭИ Инна Чадова представила исследование о влиянии уровня белого вещества нервных трактов головного мозга на процессы внимания у детей и подростков, а также их разнице у мужчин и женщин.
Описание проекта
В проекте «Исследование связи МРТ метрик с функциональными показателями состояния нервной системы» принимали участие 5 групп респондентов:
- общая группа (9-15 лет без учета пола),
- дети (9-11 лет),
- подростки (12-15 лет),
- женщины и мужчины (9-15 лет).
Они выполняли задания разного уровня сложности, в этом время снимались МРТ данные (DTI и MPF) и оценивались время и точность выполнения задания.
Современные МРТ подходы позволяют оценивать различные микроструктурные изменения, протекающие в тканях головного мозга, а также проводить 3D-реконструкции нервных трактов.
Результаты исследования
Инна Чадова рассказала о первых результатах проекта, а именно — о связи процессов внимания с уровнем белого вещества в отдельных нервных трактах головного мозга при выполнении заданий различной степени сложности.
Так, успешность процессов внимания в большей степени зависит от развития белого вещества в задних отделах мозолистого тела, а также в различных сегментах верхнего продольного пучка.
Мозолистое тело (лат. corpus callosum) — сплетение 200—250 миллионов нервных волокон в головном мозге млекопитающих, являющееся самой большой структурой, соединяющей полушария мозга.
Как выяснилось, дети (9-11 лет) и подростки (12-15 лет) показали прямо противоположные результаты.
- В детской группе эффективность процессов внимания повышается при росте фракционной анизотропии (ФА) (отражающей уровень белого вещества) в задних отделах мозолистого тела и снижается при повышении данного показателя в 3 сегменте верхнего продольного пучка, соединяющем лобно-височные области.
- В подростковой группе наоборот успешность внимания возрастает при повышении фракционной анизотропии в 3 сегменте верхнего продольного пучка и снижается за счет уменьшения ФА значений в задних отделах мозолистого тела. Кроме того, у подростков также установлено снижение точности внимания при увеличении фракционной анизотропии в двустороннем SLF2 пучке, соединяющем височно-теменные церебральные области.
Кроме того, в ходе исследования в детской группе дополнительно установлен рост белого вещества нервных трактов с возрастом (от 9 до 11 лет) во всех правых сегментах верхнего продольного пучка и в дугообразном пучке также справа. В подростковой группе от 12 до 15 лет такое увеличение белого вещества выявлено только в задних отделах мозолистого тела.
Такие результаты указывают на перераспределение вовлеченности различных нервных трактов в процессы внимания по мере взросления.
Фракционная анизотропия – это величина, характеризующая «направленную» организацию структуры головного мозга, которая зависит от количества и ориентации проводящих путей (трактов) белого вещества головного мозга (ГМ). Эта величина отражает уровень белого вещества в нервных трактах.
Гендерные изменения
При этом увеличение уровня белого вещества отдельных волоконных трактов повышает эффективность внимания у лиц мужского пола и, напротив, снижает – у лиц женского пола. Таким образом, можно сказать, что женщины и мужчины используют разные стратегии.
Кроме того, у лиц мужского пола уровень белого вещества повышался по мере взросления (от 9 до 15 лет) во всех исследуемых нервных трактах белого вещества, за исключением мозолистого тела, а у лиц женского пола, напротив — только в мозолистом теле.
Практическая применимость
Еще один вывод исследования — при росте фракционной анизотропии нервных трактов время реакции в большинстве случаев повышается при выполнении сложных заданий на внимание.
Результаты проекта в дальнейшем могут быть использованы:
- для организации тренингов, развивающих внимание;
- в целях повышения когнитивных способностей у детей и подростков при обучении;
- в качестве теоретической базы для выработки практических рекомендаций в целях улучшения повышения эффективности школьного образовательного процесса.
В следующую среду, 27 мая, в 16.00 с докладом выступят представители НУЛ учебных корпусов – Елизавета Смирнова, Вячеслав Ланин, Ольга Виноградова. Тема доклада – «Поиск оптимальной точки для транскраниальной магнитной стимуляции мозга на основе индивидуальных данных МРТ». Подробнее.
Приглашаем всех желающих принять участие!
Чадова Инна Николаевна