Как культурный фактор влияет на адаптацию иностранных студентов к образовательному пространству российских вузов
Старший преподаватель департамента менеджмента Вера Федотова представила результаты диссертационного исследования на VII Международной научной конференции «Culture in Society, Between Groups and Across Generations» — ассоциированном мероприятии XXI Апрельской конференции.
Конференция была организована Центром социокультурных исследований НИУ ВШЭ и прошла в онлайн-режиме. В рамках работы секции «Межкультурные отношения» Вера Федотова выступила с докладом об особенностях адаптации к новым условиям образовательной среды вузов студентов из Индии и арабских стран.
Автором проведено комплексное социально-психологическое исследование, включающее качественные и количественные методики. В качестве респондентов выступили представители полихронной, полиактивной и высококонтекстуальной культуры – студенты из арабских стран и представители низкоконтекстуальной и полихронной культуры – студенты из Индии, обучающиеся в России от года до трех лет.
Результаты исследования показали, что арабские студенты:
- легче адаптируются к учебному процессу,
- у них в большей степени развита групповая вовлеченность,
- более эффективно распределяют время,
- их личностно-ситуативная антиципационная состоятельность развита в большей степени, чем у индусов.
В свою очередь индусы стремятся к поиску социальной поддержки, им крайне сложно прогнозировать ситуации, связанные со временем и межличностным общением.
Результаты исследования вносят вклад в выявление копинг-стратегий (стратегии, используемые для преодоления стресса и совладания с ним), особенностей адаптации и антиципационных механизмов (способность предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий) в зависимости от принадлежности студентов к той или иной культуре. Данные механизмы адаптации иностранных студентов никем ранее не были изучены.