• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Вера Федотова: какую роль играет культура в адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза?

Вера Федотова: какую роль играет культура в адаптации иностранных студентов к образовательной среде российского вуза?

Cтарший преподаватель департамента менеджмента Вера Федотова поделилась некоторыми результатами своего диссертационного исследования, выполняемого под руководством доктора наук, профессора ПГНИУ Светланы Ждановой.

В XXI в. стратегией первостепенной важности для многих университетов стала ориентация на интернационализацию своей деятельности. Количество иностранных студентов — один из показателей успешности вуза на мировом рынке образовательных услуг.

Для России доля иностранных студентов является одним из ключевых показателей интернационализации. Рост происходит преимущественно за счет притока студентов из стран СНГ и ближнего зарубежья. В то же время для оценки эффективной деятельности вузов на национальном уровне используется показатель доли иностранных студентов, который не включает граждан, приехавших для обучения из Индии, Арабских стран, Китая и т.д.

На данный момент имеются работы по адаптации студентов к образовательному пространству вуза, однако проблема адаптации рассматривается применительно к российской выборке. В то же время имеются работы по проблеме адаптации иностранных студентов, но недостаток этих работ заключается в том, что они носят либо теоретический характер, либо разработанные в ходе исследования сопровождающие программы адаптации носят общий характер, без дифференциации относительно культуры. Кроме этого, механизмы адаптации практически не исследованы в кросс-культурном аспекте, а копинг-стратегии (стратегии, используемые для преодоления стресса и совладания с ним) и антиципационная состоятельность  (способность предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий) иностранных студентов никем ранее не были изучены.

В рамках исследования, нами уже выявлены различия в переменных антиципационной состоятельности, копинг-стратегиях и общих показателях социо-культурной адаптации у китайских студентов и представителей стран СНГ. В настоящее время обрабатываются данные по тем же показателям у индусов и арабов, обучающихся в России от 1 года до 5 лет.

Этнос — система идеалов, ценностей, доминирующих в каждой конкретной культуре и контролирующих поведение ее членов. Нация расценивается как высшая стадия развития этноса, это более сложное и позднее образование. Этничность формируется и существует в контексте того социального опыта, с которым идентифицируют себя сами люди или они идентифицируются другими людьми как члены определенной этнической группы.

Культура — это функционально обусловленная система со своей структурой, внутренним механизмом самосохранения, адаптирующая своих членов к природной среде и социальному окружению.

За основу взяты два типа культур — полиактивная и полихронная, представителями которой являются студенты из стран СНГ, а также высококонтекстуальная и реактивная культура, к которой относятся китайские студенты, обучающиеся в России (типология культур по Р. Льюису и Э. Холлу). У представителей стран СНГ, чья культура схожа с российской по критериям полиактивности, коллективизма и полихронности, доминирующими являются непрямая и пассивная (осторожная модель поведения) копинг-стратегии. В то время, как у студентов из Китая, чью культуру можно охарактеризовать, как высококотекстуальную, реактивную, с преобладанием коллективизма и феминизма, доминирующей является просоциальная стратегия поведения (модель поведения – вступление в социальный контакт). Копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» является одной из самых мощных копинг-ресурсов. Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие человека. Копинг-стратегия «социальная поддержка» может иметь не только позитивный, но и негативный эффект, например, проявляться в выраженной экстернальной позиции (предрасположение индивида к внешней форме локуса контроля), межличностной зависимости или такой защитной функции, как конфлюэнция (защитный механизм, помогающий избежать неприятных переживаний, связанных со встречей нового или чуждого ).

По шкалам социокультурной адаптации имеются различия по академической адаптации и уровню владения языком. Представители высококотекстуальной и реактивной культур (китайские студенты) труднее всего адаптируются к особенностям обучения и требованиям высшей школы. Значимые различия были установлены по личностно-ситуативной и временной составляющей антиципационной состоятельности. Коммуникативная сторона антиципации и умение прогнозировать ситуации, связанные с общением у представителей высококонтекстуальной и реактивной культур выражена меньше, чем у представителей полихронной и полиактивной культур. При этом респонденты первого типа культур в большей степени способны прогнозировать течение времени и точно распределять его.

Практическая значимость исследования заключается в разработке, апробации и внедрении программы социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям образовательной среды вуза в связи с принадлежностью к культуре. Полученные результаты позволят сформировать список практических рекомендаций для создания более комфортной и безопасной образовательной среды для обучения иностранных студентов.