Факультет довузовской подготовки в режиме онлайн
В условиях самоизоляции факультет довузовской подготовки Пермского кампуса НИУ ВШЭ в кратчайшие сроки обеспечил переход на дистанционную работу всем слушателям: 78 школьников, 19 иностранных граждан и 265 учителей продолжили обучение в онлайн-формате. Преподаватели и обучающиеся поделились мнением о том, как проходят занятия, рассказали о сложностях и о качестве организации обучения.
Курсы подготовки к ЕГЭ
Для комфортного обучения слушателей курсов была выбрана корпоративная платформа «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ». Теоретические материалы, тесты, ссылки и записи онлайн-занятий размещены в личных кабинетах, действует чат для диалога с преподавателем. Кроме того, есть возможность размещения объявлений, ведения журнала, где слушатели могут увидеть оценки, а также другие инструменты.
Аудиторные занятия проводятся в формате онлайн-лекций и практических занятий на платформах Zoom, Webinar, MS Teams. Слушатели выступают активными участниками обучения, обсуждают возникающие вопросы и решают задания в режиме реального времени. Преподаватель же получает обратную связь и реагирует на трудности обучающихся.
Оценка дистанционного формата преподавателями
Многие преподаватели факультета впервые столкнулись с обучением в онлайн-формате, на этапе перехода их нагрузка значительно увеличилась. Сейчас результаты опроса позволяют с уверенностью сказать, что трудности удалось преодолеть и качество обучения по-прежнему остается на высоком уровне. Как наиболее комфортную с точки зрения проведения онлайн-уроков преподаватели факультета отметили платформу Webinar. При этом в образовательном процессе они предпочитают сочетать форматы видеоконференции и вебинара для обеспечения более «живого» диалога с обучающимися.
В целом, преподаватели довольны организацией занятий в режиме онлайн и предлагают использовать такой формат и в будущем (например, во время ежегодного «карантина» в школах). Однако, по мнению руководителей предметных направлений, дистанционный режим работы не может в полной мере заменить очные занятия.
Мнение слушателей
По результатам анонимного опроса слушателей курсов можно отметить, что школьники довольны расписанием занятий, возможностью просмотра записи онлайн-урока и организацией постоянного диалога с преподавателем. Ребята отмечают профессионализм преподавателей, качественную организационную и информационную поддержку процесса обучения. Слушатели очень благодарны педагогам, которые смогли быстро перестроиться на эффективное преподавание в условиях удаленного обучения, не переставая при этом мотивировать их к качественному изучению предмета.
Евгений Ковычев, слушатель курсов
— Сейчас наши занятия проходят в дистанционном формате с использованием платформ ВШЭ и Webinar.ru. Я изучаю обществознание, в рамках этого курса мы прошли все важные теоретические аспекты и сейчас применяем наши знания на практике. На платформе Webinar.ru преподаватель ведет лекции, комментируя слайды презентаций. Мы отвечаем на различные вопросы в чате. В целом всё проходит хорошо: материал доступен и его понятно объясняет преподаватель. Единственная проблема, с которой мне пришлось столкнуться, быстрое переключение слайдов преподавателем. Татьяна Сергеевна помогает нам изучать материал в удобном нам темпе и отсылает необходимые презентации, видеоуроки.
Карантин, несомненно, влияет на образовательный процесс. Однако платформа Вышки, практические задания, тщательный разбор материала на лекциях — всё это помогает минимизировать изменения и предоставляет нам возможность продолжать готовиться к ЕГЭ.
Повышение квалификации учителей
Дистанционные образовательные технологии в обучении работников образования применяются на факультете с 2017 года. В полной мере оценить их эффективность удалось именно сейчас, в период самоизоляции. В настоящее время 265 учителей в онлайн-режиме изучают инновационные подходы обучения математике и информатике в условиях цифрового образовательного пространства, конструируют метапредметные уроки, расширяют знания в проектной деятельности, оценивают потенциал имеющихся образовательных технологий, знакомятся с современными управленческими стратегиями. Переход к удаленному взаимодействию удалось организовать в сжатые сроки, составить максимально удобное расписание и наладить информационное взаимодействие слушателей и преподавателей.
Педагоги поделились мнением о реализации курсов повышения квалификации в онлайн-формате.
Жанна Павловна Бернадская, учитель математики Лицей № 9 (г. Пермь)
— Курсы выстроены так, что охватывают все стороны рассматриваемых проблем. Удобный график и режим работы позволяют получать необходимые знания, компетенции без отрыва от работы. Преподавательский состав и организаторы заинтересованы в качественной подаче материала. Наличие обратной связи с организаторами курсов позволяет оперативно решать возникающие вопросы. Благодаря курсам мы смогли изучить актуальные на данный момент темы
учитель ИЗО МБОУ «СОШ п. Яйва»
— Хочется отметить, во-первых, четкую организацию занятий. Занятия начинаются ровно в 16.00, каждый час небольшой перерыв. Заканчиваются занятия тоже вовремя, что немаловажно после насыщенного трудового дня в виде дистанционного обучения по основному месту работы. Во-вторых, содержание занятий соответствует заявленной теме. Ведущие очень грамотно отобрали материал для занятий, нет «лишней» информации. Вся информация актуальная. Радует наличие конкретных примеров, иллюстрирующих теоретические моменты, наличие ссылок на дополнительные источники. Ведущие делятся имеющимися у них материалами, которые можно скачать после вебинара. В-третьих, хочется отметить манеру ведения занятия преподавателями. Они очень доброжелательны, моментально откликаются на просьбы слушателей, что создает комфортные психологические условия для обучения. Обязательно запрашивается обратная связь в виде вопросов, обмена мнениями и т.д. Все ответы комментируются, одобряются, и не создается впечатления, что ты чего-то явно не знаешь, наоборот, все это работает на повышение твоей самооценки
Несмотря на положительные отзывы слушателей курсов повышения квалификации, необходимость в проведении очных занятий все равно существует, так как в удаленном режиме нет возможности использовать весь спектр технологий обучения, некоторые программные продукты (например, программы Autodesk ReCap Photo и Autodesk 3DMax для 3D-моделирования и др.).