• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что нужно знать о новой магистерской программе НИУ ВШЭ – Пермь «Экономика впечатлений»

В 2019 году пермский кампус Вышки открывает набор на новую программу магистратуры «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент». Отвечаем на вопросы о программе, поступлении и возможностях трудоустройства.

Что нужно знать о новой магистерской программе НИУ ВШЭ – Пермь «Экономика впечатлений»

© Moyan Brenn from Anzio, Italy

Экономика впечатлений — о чем она?

Экономика впечатлений — это важное современное направление международной экономики, которое получает серьезное развитие в разных областях бизнеса. В первую очередь, это касается индустрий и институций, которые не просто оказывают услуги, а создают вовлекающие проекты, которые формируют новый эмоциональный и интеллектуальный опыт у потребителей. Кстати, по-английски термин экономика впечатлений звучит как experience economy. В таком варианте он ставит более точный акцент на опыте (experience), который формирует компания у потребителя: опыт проживания определенных эмоций и ситуаций, опыт вовлечения в различные активности, опыт, влияющий на дальнейшую жизнь человека. Наиболее ярко экономика впечатлений работает в музейной, туристической и событийной сферах — именно вокруг них и построена программа.

Главная задача программы — готовить универсальных специалистов, которые будут не просто «поставщиками услуг» в туризме, культуре или в событийном менеджменте. Они должны стать настоящими «режиссерами впечатлений» — людьми, способными профессионально работать в областях, связанных с созданием креативного продукта, создавать эмоциональное вовлечение и использовать для этого современный интерактивный, мультимедийный и исследовательский инструментарий.

Юлия Борисовна Тавризян

директор Пермской художественной галереи

Совсем недавно экономика культуры понималась только как обеспечение финансово-экономической деятельности учреждений культуры. Сегодня мы говорим об экономике впечатлений, но для того чтобы эти впечатления возникли, чтобы их получил зритель, нужны шестеренки, механизмы, смазка для этих механизмов. Мы надеемся, что благодаря нашему сотрудничеству мы поймем, как это будет происходить. Сегодня происходят большие мировоззренческие изменения в деятельности музеев. Если раньше музей и зритель выстраивали отношения, в которых музей и экскурсовод стояли выше, то сегодня мы пытаемся выстраивать диалог на равных.

Чему и как будут учить?

Коротко рассказываем о самых важных учебных курсах, которые входят в программу. Для удобства мы разделили их на несколько блоков:

Менеджмент

Сама программа «Экономика впечатлений» относится к направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» — и это неслучайно. Очень важно, чтобы наши выпускники могли выстраивать процессы, управлять командами и проектами, создавать новые бизнесы в этой сфере. Поэтому большой блок дисциплин относится именно к менеджменту:

  • теория организации,
  • стратегии в музейном, событийном и туристическом менеджменте,
  • туроператорская деятельность,
  • событийный менеджмент,
  • арт-менеджмент,
  • управление туристическими и культурными проектами,
  • логистика в туристической деятельности.

Экономика и маркетинг

Управленческие дисциплины органично дополняются экономическими, в этот блок входят:

  • маркетинг,
  • теория, история и инновации в экономике впечатлений,
  • экономика культуры,
  • маркетинг в индустрии впечатлений,
  • потребительское поведение в культурном туризме.

Исследовательские проекты

Научно-исследовательский семинар — одна из основных активных форм обучения на программе. Занятия в рамках семинара идут два года и включают в себя не только подготовку магистерской диссертации, но и большой блок исследовательских проектов, спецкурсов и мастер-классов. Они призваны научить собирать, систематизировать и анализировать информацию, представлять результаты исследований, разрабатывать культурные, событийные проекты и создавать концепций музеев.

История и культура

Этот блок дисциплин отвечает за гуманитарную подготовку специалистов, которые будут организовывать культурные проекты, работать с наследием и выстраивать межкультурную коммуникацию. Среди них:

  • история мировой культуры,
  • история культуры России и Урала,
  • историко-культурное наследие: проблемы сохранения и презентации.

Цифровые и мультимедийные технологии

Работа с новыми технологиями пронизывает большинство дисциплин программы, включается в научно-исследовательский семинар и охватывает сферы обработки и оцифровки данных, визуализации, картирования, анализа и работы с данными. Дополнительно в эту систему встраивается курс «Цифровые и мультимедийные технологии в музейном деле и историко-культурном, событийном туризме», который обобщает и усиливает образовательную digital-компоненту программы.

МАГОЛЕГО и онлайн-курсы

Все без исключения магистранты первого курса НИУ ВШЭ могут формировать собственную образовательную траекторию благодаря конструктору «МАГОЛЕГО», часть этих курсов ведется на английском языке. Кроме того, некоторые курсы проводятся в онлайн-формате.

Кого мы ждем на программе?

Программа «Экономика впечатлений» будет полезна всем, кто планирует профессиональное развитие в сфере культуры, туризма, организации событий, медиа.

Во-первых, здесь могут учиться люди, которые уже заняты в этой сфере, но хотят усилить свои навыки и получить системное образование в менеджменте и экономике. Например, сотрудники государственных, частных и корпоративных музеев, театров, туристических фирм, event-агентств, департаментов культуры. Вы сможете уже с первых дней применять полученные знания на практике и решать рабочие задачи в рамках учебных курсов. В конечно счете, решение таких задач в рамках магистерской диссертации позволит вам по-новому взглянуть на привычные процессы внутри компании, «перенастроить» и «пересобрать» продукт, который вы предлагаете.

Во-вторых, программа «Экономика впечатлений» может стать профессиональным стартом для тех, кто только планирует карьеру в этой сфере. Обучаться будет чуть проще выпускникам бакалавриата и специалитета по менеджменту, экономике, истории, культурологии, географии, искусствоведению, музейному делу, но это значит лишь то, что остальным магистрантам придётся узнать чуть больше нового — на поступление этот бэкграунд не влияет.

Как поступить?

Для начала скажем: в 2019 / 2020 учебном году выделено 20 бюджетных мест, 5 платных мест, 3 платных места для иностранцев.

Есть два варианта поступления на программу: по результатам олимпиады и по результатам конкурса портфолио. Если вы зарегистрировались на олимпиаду для студентов и выпускников, напоминаем, что она пройдет уже 15 – 17 марта.Если вы не успели зарегистрироваться — ничего страшного, готовьте портфолио. Подробнее о траектории поступления читайте здесь.

Где можно будет работать?

Выпускники программы будут иметь широкие возможности для трудоустройства в сфере экономики впечатлений. Уже во время учебы студенты будут создавать проекты на реальных событийных, музейных и туристических кейсах. Это значит, что уже в рамках учебных курсов студенты будут взаимодействовать с будущими работодателями.

На текущий момент у программы уже есть большая партнерская сеть: музеи (Пермский краеведческий музей, включая все филиалы, Пермская художественная галерея, Музей современного искусства PERMM, корпоративные музеи), туристические компании (ТФ «Белый камень», ТА «Краснов», ТА «Биармия тур», ТА «Welcome to Ural», Турфирма «КуМир»), оргкомитеты фестивалей (Дягилевский фестиваль, «Небесная ярмарка Урала»). В планах — сотрудничество с крупнейшими музеями и туристическими компаниями из других регионов.

Примеры мест работы выпускников программы «Экономика впечатлений»

Что ещё нужно знать о программе?

Обучение в Высшей школе экономики дает много преимуществ: это и академическая мобильность (возможность пройти часть курсов в другом кампусе Вышки или в зарубежных университетах), и сильный преподавательский состав, и стипендии лучшим студентам. Подробнее об этом и о многом другом читайте на странице программы.

Если у вас есть вопросы, связанные с поступлением и обучением на программе «Экономика впечатлений», вы можете задать их академическому руководителю программы Екатерине Николаевне Шестаковой по почте ENSHestakova@hse.ru

Шестакова Екатерина Николаевна

академический руководитель магистерской программы «Экономика впечатлений»

Идея этой магистратуры возникла в ходе наших совместных проектов с музеями. Мы осознали, что есть потребность в специалистах сферы экономики впечатлений, которые обладают менеджериальными компетенциями. Но мы решили не ограничиваться только музейным направлением. В России активно развиваются внутренний туризм, событийный туризм. При этом сферу экономики впечатлений мы не рассматриваем локально. Речь идет о мировом опыте. Наша программа строго ориентирована на практику. Среди лекторов – ведущие специалисты в своей области, практики туризма, музейного дела, организаторы фестивалей. Предметы, спикеры, практики настолько интересные, что некоторые из преподавателей сами захотели посещать лекции коллег.

Что почитать и посмотреть, чтобы узнать больше о программе и об экономике впечатлений в целом?

 

Книги Видео

Джозеф Б. Пайн, Джеймс Х. Гилмор  «Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена»

Robert D. Reid, David C. Bojanic «Hospitality Marketing Management»

Запись Всероссийской научно-практической конференции «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент», НИУ ВШЭ — Пермь, 14 – 15 марта 2019 г.