• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У нас есть все предпосылки, чтобы попасть в топ глобального образования»

4 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России — членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов — участников Проекта 5-100. По прошествии четырех лет с начала проекта ректоры вузов встретились с вице-премьером Ольгой Голодец и министром образования и науки Ольгой Васильевой для подведения промежуточных итогов работы.

Результаты большинства основных международных рейтингов университетов за 2017 год уже опубликованы, и российские вузы — участники Проекта 5-100 достигли в них больших успехов: на этот раз в топ-100 предметных рейтингов QS вошли сразу пять российских университетов — МФТИ, МИСИС, НГУ, МИФИ и ВШЭ (сразу по трем предметам), предметных рейтингов ARWU — два университета-участника Проекта 5-100 (ВШЭ, МИСИС).

«У нас есть все предпосылки, чтобы попасть в топ глобального образования, — отметила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. — Наше население разделяет ценности образования, молодежь мотивирована на поступление в вузы. За нами серьезная школа российского и советского образования, есть несколько приоритетных направлений — космические исследования, атомная энергетика, в которых Россия была и остается ведущей державой в мире. Однако никто не предполагал, что за три года можно достичь столь весомых результатов. Мы заняли отличные позиции не только по математике и физике, что было ожидаемо, но и по социологии, экономики, политике, международным отношениям».

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула, что Проект 5-100 — самый дорогой проект в сфере образования, за 5 лет объем господдержки вузов превысил 50 млрд рублей, в оставшиеся три года предстоит потратить еще почти 30 млрд рублей. Она предложила оставить в проекте 5-100 лишь 6 вузов — те, которым удалось добиться наиболее впечатляющих результатов, чтобы они вошли в топ-100 институциональных рейтингов, как это предполагалось изначально, а остальные вузы поддерживать в рамках других программ. Однако участники заседания не поддержали эту идею.

Ольга Голодец предложила «не делать резких движений, которые сведут на нет достижения прошлых лет». Заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская подчеркнула, что ныне действующее постановление Правительства РФ учитывает продвижение вузов во всех рейтингах — не только институциональных, но и предметных. В противном случае отраслевым вузам (например, медицинским) не было смысла участвовать в проекте. По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, шанс войти в топ-100 предметных рейтингов есть еще как минимум у 3-4 участников проекта 5-100. К тому же задача проекта — повышение качества работы российских вузов в целом, их вхождение в глобальную высшую школу, и шесть вузов, а также МГУ и СПбГУ с решением задачи глобального позиционирования не справятся. Ректор НИУ ВШЭ отметил, что анализ верхних строчек мировых рейтингов показал, что большинство вузов-лидеров институционального рейтинга входят в топ-100 списков примерно по 25 предметам. Поэтому российские вузы медленно продвигаются.

В прошлом году ректоры вузов — участников ассоциации предложили рассмотреть задачу вхождения к 2025 году в топ-100 международных рейтингов как минимум одного российского вуза по каждому предметному направлению, что потребует продления Проекта 5-100. Замысел ректоров состоит в том, что в стране не должно остаться «наук-аутсайдеров» — в каждом направлении Россия должна иметь конкурентоспособный университет. Спустя год с момента вынесения этого предложения можно увидеть, что количество вузов в предметных рейтингах выросло: сейчас Россия представлена в топ-100 предметных рейтингов QS по 19 предметам из 46 и предметных рейтингов ARWU по 5 предметам из 52.