• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
НИУ ВШЭ в ПермиНовостиВлад Суровцев: «У меня не было никакой уверенности в том, что я получу стипендию DAAD: около 120 кандидатов на 7 стипендий».

Влад Суровцев: «У меня не было никакой уверенности в том, что я получу стипендию DAAD: около 120 кандидатов на 7 стипендий».

В этом году Влад стал бакалавром экономики НИУ ВШЭ-Пермь. К слову, когда он получал диплом, его уже были готовы принять на магистерские программы три ведущих университета Германии. Если все еще считаете, что поступить в зарубежную магистратуру – задача из разряда «невыполнимых», читайте интервью.

О поступлении в Вышку

То, что я хочу связать жизнь с экономикой, понял где-то в 9 классе, когда начался курс экономики в рамках обществознания, мне стало интересно, как это все устроено. Но я не хотел идти в Вышку, больше рассматривал ПГУ, московскую Вышку, СПбГУ - у меня была цель поступить в вуз, но в какой конкретно - я тогда не знал, просто готовился к ЕГЭ. В Питер я тогда поступил, но побоялся поехать. В том возрасте не было осознания того, что я хочу: я никуда не выезжал за 18 лет из Перми - такой переезд был бы для меня огромным стрессом, поэтому все взвесил и решил остаться в Перми.

Все знакомые говорили идти в ПГУ, но как только получил аттестат, принес документы в Вышку - пусть лежат. В конце июля пришел на общее собрание с абитуриентами и преподавателями в Вышке - Андрей Михайлович очень интересно рассказывал про то, какие возможности есть у студентов, что они изучают, что есть студенты, которые работают или учатся за границей. Тогда мне казалось, что поступить заграницу из Пермской Вышки - нереально. В тот момент что-то во мне щелкнуло: «я хочу учиться в этом вузе». После собрания мама спросила: «Когда пойдешь в ПГУ отдавать оригиналы?», а я ответил, что пойду в Вышку.

Почему Вышка? Изначально все было так дружелюбно и понятно, Андрей Михайлович даже писал Вконтакте. Тогда меня, школьника и будущего студента, это подкупило: преподаватели на одной волне, пишут тебе, связываются.

О первом учебном дне

Я очень волновался! Думал, что в Вышку придут пафосные ребята или зубрилки-ботаники, а я вроде особо и не зубрилка, и не особо мажор. Помню, как я сидел в аудитории, вокруг ребята, я смотрел на всех и представить не мог, насколько близкими людьми они для меня станут. Сейчас все мои лучшие друзья - это экономисты, мои одногруппники.

Об учебе

Было очень страшно, когда начались первые пары по матанализу, я зубрил все! В начале первого курса я постоянно боялся, что меня отчислят из-за несданных экзаменов. Помню, что в первую сессию не спал ночами, учил. Тогда сдавал «Историю экономических учений» с Еленой Львовной Зуевой, и экзамен казался безумно страшным. Только сейчас понимаю, что это был один из самых приятных экзаменов в Вышке - с Еленой Львовной безумно интересно разговаривать, о чем угодно.

После первой сессии была такая радость за себя, чувство, что я могу многое. Весь первый курс у меня не было никаких мыслей о магистратуре, я просто учился. На втором курсе встал вопрос выбора темы курсовой работы – больше всего понравились темы, предложенные кафедрой финансового менеджмента: там было много неизвестных слов и что-то связанное с корпорациями.

На первом курсе было больше теории, и я не понимал: когда я приду на работу, я буду считать вот эти вот производные?

С моим научным руководителем Завертяевой Мариной Александровной мы взяли весьма сложную тему - все, что я тогда сделал, мы потом изучали на четвертом курсе. Было очень много самостоятельного чтения, разбирался. Приходил часто в панике к Марине Александровне и говорил: «Слушайте, у меня опять ничего не получается». Однажды поступило предложение от Марины Александровны - выступить перед сотрудниками Международной лаборатории экономики нематериальных активов. Мне понравилось, что меня выслушали, а не просто сказали, что у меня все плохо, дали конкретные советы.

Об участии в программе академической мобильности

В конце второго курса я впервые поучаствовал в кейс-чемпионате. Это был чемпионат от Jaguar Land Rover, и мы прошли в полуфинал, который проходил в Москве. В тот момент можно сказать, что «расширились границы»: я до этого вообще никуда не выезжал, а тогда впервые поехал в Москву, летел на самолете, защищался перед крутыми экспертами. Когда вернулся обратно в Пермь, начал осознавать, что хочу большего, именно территориально - решил поехать на третьем курсе по мобильности в Москву. Это было сильным толчком для развития. Я понял, что такое  «сложно учиться» - если у нас всегда можно подойти к преподавателю после пар, договориться о личной консультации, и тебе все объяснят, то в Москве такого нет.

В Москве я понял, что преподаватель вообще-то не обязан давать тебе весь материал на лекции. В этом и есть цель университета - научить работать, добывать информацию. Это очень мотивирует.

После семестра в Москве, я вернулся «другим человеком», понял, что нет смысла бороться за рейтинг и оценки - это не самое главное.   

Об английском языке

Я учился в школе с углубленным изучением отдельных предметов и мне повезло, я попал в английский класс.

Очень хорошо нас подготовила к сдаче внутреннего экзамена Уткина Татьяна Игоревна, и у нее просто божественное произношение - я еще больше влюбился в английский язык. Когда позже сдавал IELTS, не было особых переживаний: готовился пару дней, прорешивал задания, чтобы вспомнить систему, говорил по skype с иностранцами. Экзамен в итоге сдал на 7.5 - это хороший уровень.

На втором курсе, во время работы над курсовой, я читал много статей на английском языке. Перед защитой спросил у своего научного руководителя, можно ли защищаться на английском языке, потому что оперировать терминами были проще сразу на английском. Так и сделал.

О решении поступать в зарубежную магистратуру

Очень благодарен IDLAB! На третьем курсе, работал учебным ассистентом у Петра Паршакова и Ольги Новиковой. С четвертого курса стал работать в Лаборатории. Сотрудники Лаборатории помогали мне с документами, написали очень хорошую рекомендацию.

На четвертом курсе, осенью, я подал документы на немецкую стипендию DAAD (Deutscher Akademischer Austauschdienst) - об этой стипендии я знал больше всего, и Германия привлекала по многим аспектам: фундаментальное образование, качество жизни, экология и т.д. Больше никуда не подавал, потому что затянул со сроками. Про стипендию Эйфеля во Франции узнал вообще в день дедлайна.

В ноябре собирал документы: резюме, мотивационное письмо, рекомендацию, абстракт исследовательской работы, сертификат IELTS, специальная форма, ну, и выбрать университет и собрать информацию о нем.

Отправил документы в ноябре и забыл об этом, стал готовиться к поступлению в магистратуру в Москве: ездил на зимнюю экономическую школу, готовился к олимпиаде. А в конце февраля мне пришло письмо о том, что я прошел во второй тур на соискание премии DAAD. Было глупо отказаться - приехал в Москву на собеседование в университет Гете: профессоры из Германии, России и куратор программы стали задавать общие вопросы, и я выбрал линию защиты «хочу заниматься наукой» (хотя я сам в этом до конца не уверен).

Я понял, что я пройду, когда профессор из Германии стал спрашивать меня про эконометрические тонкости моего исследования - не просто «о чем», а вопросы про методологию и методы, результаты и ход исследования. Было понятно, что мы прекрасно понимаем друг друга.

В апреле пришло письмо из DAAD о том, что мне присуждена стипендия, которая покрывает проживание и питание. Теперь нужно было поступить в вуз, но не было времени разобраться с этим, потому что мы поехали на Changellenge Cup Ural в Екатеринбург, потом я улетел в Санкт-Петербург на конференцию «Менеджмент будущего», затем - на конференцию от Лаборатории. И только после того, как вернулся, начал собирать документы.

У меня не было никакой уверенности, что я получу стипендию DAAD: около 120 кандидатов на 7 стипендий, но «лучше сделать и жалеть, чем не сделать что-то и жалеть потом об этом всю жизнь».

Требования были весьма сложными, я прошел через все колеса бюрократического ада, но собрал документы в Мюнхенский университет имени Людвига и Максимилиана, Университет Мангейма и Университет Бонна. 10 мая, накануне моего дня рождения, мне пришло письмо о том, что я предварительно принят в Университет Людвига и Максимилиана в Мюнхене. Настраивался на этот университет, почитал про их образовательные программы, а в середине июня пришло похожее письмо из Университета Мангейма, на следующий день - из Бонна. Тогда был в некоторой прострации, не понимал, что я хочу в итоге и что делать дальше. Сейчас больше склоняюсь к тому, чтобы поехать в Университет Людвига и Максимилиана в Мюнхене: и территориально, и по программе оптимально для меня. Программа полностью англоязычная, но стипендия покрывает не только расходы на двухгодичную программу обучения, но и месячный курс немецкого. Обучения в Университете начинается в октябре, а до этого - курс интенсивного немецкого.

О внеучебной деятельности

Я не был на каком-то мастер-классе, где бы мне рассказали подробно, что делать для поступления в магистратуру: о дедлайнах, документах. В конце июня сам провел такой мастер-класс, чтобы рассказать о некоторых деталях поступления в зарубежную магистратуру ребятам, которые хотят попробовать свои силы. Это возможно!

Еще до поступления я увлекался фотографией, и все четыре года был задействован в этом - активно снимал. Вообще, я больше акцентировал внимание на выстраивании долгосрочной перспективы, чтобы обеспечить себе стабильность.

Одним из основных мотивов к переезду стала моя потребность в путешествиях - мне надо постоянно куда-то ехать.

О том, что дала Вышка

Учеба в Вышке закаляет нервы, кроме качественных знаний (считаю, что в Перми по экономике лучше ничего нет, серьезно), своими постоянными дедлайнами и жестким режимом Вышка не дает расслабиться. Если ты хочешь хорошую итоговую оценку - работай над этим. После Вышки меня нельзя сломить никакими дедлайнами и проектами, какой бы срок мне ни обозначили, я не начну паниковать - просто сяду и начну работать.

Вышка - открытый вуз, который способствует тому, чтобы студент развивался. Вышка учит добиваться целей.

Совет студентам

Очень часто возникает мысль «а зачем мне все это надо, это не пригодится в будущем». Не думайте об этом! Никогда не знаешь, что может пригодиться. Я не могу сказать точно, что мне пригодится умение считать двойной интеграл, но в целом все, чему ты учишься - воспитывает определенные качества и навыки, а все, что вы изучаете в университете формирует вас, как компетентного специалиста.