На семинаре GAMES обсудили рекламные рассылки и сопроизводство в начальной школе
Что должен содержать в себе текст электронной рассылки, чтобы письмо не осталось не замеченным, а продажи продукта — увеличились? Как активность родителей во внеучебной деятельности влияет на успеваемость детей в начальной школе? На эти вопросы искали ответы участники семинара Сектора эмпирического анализа рынков и компаний (GAMES).
Cтудентка 4 курса образовательной программы «Менеджмент» Ксения Байдина выступила с докладом «Проведение таргетированной email-рассылки в Театре оперы и балета». В поле исследовательского интереса Ксении — факторы, влияющие на открытие электронного письма, и методы, помогающие завладеть вниманием потребителя.
Доклад обсуждался в преддверии эксперимента по рассылке рекламных писем, посвященных фестивалю «Дягилевские сезоны», проводимого Сектором эмпирического анализа рынков и компаний совместно с Театром оперы и балета. Проект курирует доцент департамента экономики и финансов, руководитель сектора Дмитрий Потапов.
В первую очередь, на семинаре были рассмотрены воздействия, с помощью которых можно повысить отклик на email-рассылки театра. Кроме того, внимание было уделено поведенческим характеристикам, которые могут повлиять на отклик. Также были разобраны вопросы организации эксперимента и определения экспериментальных групп.
Было отмечено, что на заголовок письма напрямую влияет целевое действие, которое в него закладывается. Прежде чем писать текст, нужно определиться, какой конечный результат заложен в рассылку: переход на сайт, покупка билета или нечто иное. Также важно определиться с тем, что же представляет ценность для потребителя — возможно, дополнительная программа фестиваля или любимые места в зале.
Как только вы поймёте, чем создаёте потребительскую ценность — дальше вы можете её варьировать. Кому-то «включать» эту ценность, а кому-то нет, и дальше измерять эффект от рассылки
В распоряжении авторов эксперимента такие данные, как сумма покупок билетов за предыдущий и текущий сезоны, количество мест в зале, средняя, максимальная и минимальная цена билетов, количество дней, прошедших с последней покупки потребителя, количество постановок, которые посетил тот или иной зритель, коэффициент концентрации (наиболее предпочтительная зона в зрительном зале).
В рамках эксперимента авторы собираются протестировать, как разные сегменты потребителей будут реагировать на письмо, например, в зависимости от пола, образования, средней цены, предпочтений той или иной зоны в зале. На семинаре было обсуждено, какая минимальная доля выборки необходима для получения достоверных результатов. Также была отмечена необходимость полноценной гипотезы, которую авторы могли бы проверить в ходе эксперимента.
Студентка образовательной программы «Экономика» Александра Лыкова выступила с докладом «Влияет ли сопроизводство на результаты школьного образования?».
Под сопроизводством понимается некое взаимодействие потребителя и производителя, причем оно подразумевает активные действия потребителя именно в процессе производства продукта и повышения его качества. Сферу образования было решено изучать, так как в социальных сферах потребители сильно заинтересованы в том, чтобы услуга была им оказана наиболее эффективным образом.
Согласно докладу, образование до определенной степени всегда сопроизводство, так как, с одной стороны, нельзя обучать человека, который в этом не заинтересован, а с другой — если преподаватель не заинтересован в том, чтобы донести знания, процесс также не будет эффективным. В начальной школе это взаимодействие особенно важно.
В своем исследовании Александра под сопроизводством понимала активное участие потребителя в образовании. Исследовательский вопрос: какой эффект оказывает сопроизводство на успеваемость учащегося в начальной школе? Потребителем здесь выступает ребенок, а как сопроизводитель выступает родитель.
Начиная исследование, Александра прибегла к качественным методом: проводила интервью в средних школах Пермского края и изучала деятельность НКО. Выяснилось, что для городских школ характерно материальное сопроизводство (родители готовы помогать учебному процессу в основном деньгами), а в сельской местности развиты нематериальные формы сопроизводства (помощь школе какими-то действиями).
На втором этапе Александра приступила к количественной оценке эффекта сопроизводства и структурировала данные. Анализ велся на информационной базе мониторингового исследования TIMSS-2011 (международное исследование, включающие в себя опросы домохозяйств, учителей и учеников, а также тестирование, в результате которого оценивались успеваемость и качество знаний). Работа студентки выполняется под руководством старшего преподавателя департамента экономики и финансов Марины Шеиной.
Главным результатом исследования стало установление положительной взаимосвязи между сопроизводством родителей и успеваемостью, качеством знаний обучающихся. На семинаре были обсуждены дальнейшие перспективы исследования Александры.
Потапов Дмитрий Борисович
Заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь, Доцент департамента экономики и финансов