Университетско-школьный кластер-2017: «Учитель вообще не должен представлять себя без профессионального роста»
18 февраля стартовал девятый этап деятельности Университетско-школьного кластера. В Пермский кампус ВШЭ приехали более двух сотен учителей математики, русского языка, английского языка, истории и обществознания из 77 общеобразовательных организаций Пермского края.
Обучение в кластере продлится с февраля по ноябрь 2017 года. За это время учителя должны посетить 5 очных семинаров, пройти 5 тестирований (3 в очном и 2 — в веб-форматах) и выполнить 10 контрольных точек в соответствии с требованиями образовательных программ повышения квалификации в объеме 108 часов. Большая часть программ (68 часов) реализуется в дистанционном формате на специальном сайте Университетско-школьного кластера.
На первом семинаре этого года учителя прошли входное тестирование, познакомились с основными направлениями и содержанием деятельности в формате кластера в 2017 году, а также узнали, как работать с сайтом Университетско-школьного кластера.
Нам удалось пообщаться с учителями, заведующими кафедрами и тьюторами, которые рассказали, чем их привлекает работа в кластере и поделились своими ожиданиями на следующий год.
Русский язык
Кандидат филологических наук, приглашенный преподаватель департамента иностранных языков, заведующая кафедрой учителей русского языка Университетско-школьного кластера
Алла Кудлаева:
«Мы ожидаем активного, плодотворного сотрудничества с учителями, при котором участники работают не на удостоверение, а в первую очередь — на повышение своего профессионализма. Люди, приходящие к нам, обычно очень сильно заинтересованы в том, чтобы состояться как профессионалы.
По итогам трех последних лет работы кластера мы издаем сборник учебно-методических материалов — наработок, которые наши учителя активно используют при подготовке детей к итоговой аттестации, а также к олимпиадам и конференциям. Эти материалы — детище наших учителей. В течение года мы будем работать с учителями-мультипликаторами, постоянными нашими участниками, и по итогам, надеюсь, сделаем прекрасный сборник, который поможет и другим педагогам добиваться высоких результатов».
Учитель русского языка и литературы
Елена Бабцова (г. Пермь, гимназия № 1):
«Нельзя просто так стать профессионалом и сложить руки — чтобы таковым оставаться, нужно постоянно развиваться. Это просто интеллектуальное удовольствие — слушать педагогов Высшей школы экономики, иметь возможность задавать им вопросы. Чего-то не знать — это не стыдно. Язык развивается: изменения, которые происходят в обществе, отражаются и в языке. Здесь мы имеем возможность обсуждать все эти аспекты, а затем привносим это в свою работу с детьми. Занятия в кластере позволяют ощущать себя профессионалом».
Учитель русского языка и литературы
Людмила Худякова (г. Березники, школа № 2):
«На занятия в кластер я приехала впервые. Я работаю в школе уже 42 года, и для школы, для детей у меня знаний достаточно, однако на олимпиаде «Профи» я начала чувствовать, что где-то начала спотыкаться, появляются какие-то новые интересные для меня случаи. Мне стало очень интересно принять участие в работе кластера, проснулся чисто охотничий азарт, появилась высокая мотивация получить новые знания».
Математика
Старший преподаватель кафедры высшей математики,
тьютор кафедры учителей по математике Университеско-школьного кластера
Алена Морозова:
«Участвовать в кластере нужно для повышения своего уровня, для развития умения разрабатывать уроки, которые будут соответствовать современным государственным стандартам.
Преимущество работы в кластере — инновационная форма, которая предполагает постоянный контакт и помощь. В виртуальном режиме учителя с тьюторами общаются практически круглосуточно. Если вечером учитель выложил какие-то вопросы, обычно в течение следующего дня тьютор увидит их и ответит — активность на сайте мы мониторим каждый день».
Учитель математики
Людмила Селяева (Полазна, школа № 1):
«Я участвую в работе кластера не в первый раз, но прошлый опыт был у меня довольно давно — примерно лет 5 назад. Впечатления остались только положительные, потому что с нами работали очень грамотные преподаватели, которые толково все объясняли. Мы много работали, выполняли множество заданий — в дальнейшем, конечно, это помогло при работе с ребятами. Данный нам материал мы использовали и на уроках, и на факультативных занятиях. Решила приехать снова, потому что чувствую, что это нужно и моим ученикам, и мне самой».
История и обществознание
Заведующая кафедрой учителей истории и обществознания Университеско-школьного кластера
Елена Корчагина:
«В этом году у нас появилось новшество: мы разделили работу каждого тьютора. Тьютор по-прежнему работает с группой и дополнительно ведет на форуме кафедры свою тему для обсуждения. У нас есть блок права, социологии, истории и общих вопросов обществознания. С одной стороны, все учителя разделены по кафедрам, с другой — мы формируем общее пространство кафедры учителей истории и обществознания. Все имеют равный доступ к информации, невзирая на тьютора.
По-прежнему будем продолжать работать над ридерами (так мы называем комплексы информации, систематизированные по локальному предметному модулю). В этом году мы ставим перед собой задачу сделать ридеры максимально полезными для учителей, будем пытаться избежать рекомендаций вузовских учебников. В ридеры войдут качественные пособия по среднеспециальному образованию — то, что выходит сегодня, то, что учителю было бы интересно.
В этом году наступил третий этап работы кластера, и учителя-мультипликаторы будут делать сборник учебно-методических наработок. Это то, к чему мы шли два года. Надеюсь, что все будет позитивно и конструктивно, как у нас всегда и бывает».
Учитель истории, обществознания, экономики, права
Светлана Зуева (Пермь, школа № 47):
«В кластере меня привлекают две вещи. Во-первых, это получение нового профессионального опыта, самосовершенствование, во-вторых, общение с учителями-мультипликаторами и, конечно, Еленой Владимировной Корчагиной, которая является организатором и руководителем нашей кафедры. Общение с людьми в принципе помогает находить в себе силы двигаться дальше. Учитель вообще не должен представлять себя без профессионального роста, потому что педагог — это постоянное обучение. Не только детей, а прежде всего себя самого».
Учитель права и обществознания
Марианна Соловей (город Березники, школа № 11):
«В кластере я уже не первый год. Поездка в кластер — это всегда новые эмоции и новая информация. Поскольку мы приезжаем уже третий год, мы общаемся и дружим. В этом году нам предстоит получить новый опыт — подготовить статью для сборника учебно-методических материалов. Сделать сборник по результатам работы кластера — это очень непростое дело. Если мы с этим справимся — это будет то новое, что мы сделаем в этом году».
Учитель обществознания
Ирина Соколова (Оса, школа № 4):
«Поездка в кластер — это всегда рост. Можно сидеть в своей школе и быть довольным жизнью. Здесь же собираются люди, которым всегда что-то надо. Такие люди вечно куда-нибудь ездят и постоянно растут сами над собой. Это самое главное. Любая статья, любой открытый урок заставляет перелопачивать кучу материала, искать новые технологии».
Английский язык
Кандидат филологических наук, старший преподаватель департамента иностранных языков,
заведующая кафедрой учителей английского языка Университеско-школьного кластера
Екатерина Петкова:
«Кластер существует уже 9-ый год, и уже 6-ой год мы работаем этим составом тьюторов. Практика показывает, что такая форма работы очень оправдана. С одной стороны, она дает учителям возможность лично пообщаться с тьюторами, с другой — работать в своем самостоятельном режиме. Учителя загружены: если мы ставим перед ними чересчур жесткие сроки, они не в состоянии их выполнить, потому что нагрузка школьного учителя временами доходит до 40 академических часов в неделю, что просто физически тяжело. А в кластере у них есть возможность работать на сайте в удобное время. Если учителя не успевают в течение основных отведенных сроков, они могут прорабатывать материал летом, во время каникул, что тоже очень удобно.
Несмотря на то, что состав учителей, участвующих в кластере, постоянно обновляется, каждый год мы видим лица, которые были либо в прошлом-позапрошлом году, либо на предыдущем этапе кластера, 3-4 года назад. И раз коллеги к нам идут — это говорит само за себя и доказывает полезность данного вида работы».
Учитель английского языка
Людмила Пашова (Верещагинская санаторная школа-интернат):
«Я участвую второй раз. Работа в кластере — это, прежде всего, рост педагогический, методический, рост языковой компетентности. Очень стимулирует, придает сил и уверенности в себе, влияет на успешность в работе. После того, как я прошла обучение в кластере, мне стало гораздо легче участвовать в олимпиаде «Профи». Я стала проходить во второй тур и участвую довольно-таки успешно.