Ученые из Санкт-Петербурга и Перми поделились опытом исследований
В пермской Вышке состоялась большая сессия научного семинара Games. В течение недели ученые из Пермского и Санкт-Петербургского кампусов Высшей школы экономики делились опытом своих исследований.
Серия семинаров была открытой, и ее посетили также студенты и преподаватели кафедры математических методов в экономике ПГНИУ.
Из Санкт-Петербурга в Пермь приехал доцент департамента экономики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, ведущий научный сотрудник Лаборатории теории рынков и пространственной экономики Сергей Коковин и аспиранты Сергей Оненко и Яков Куга, которые планируют активно изучать эмпирические методы.
Сергей Коковин выступил на семинаре с несколькими докладами. Один из них был посвящен ценовой дискриминации, суть которой сводится к тому, что один и тот же товар зачастую продается клиентам по разной цене. Примером ценовой дискриминации являются как различные скидочные карты, так и линейки продуктов с градацией по цене.
Актуальной проблемой как для магазинов, так и для производителей, является вопрос, какую оптимальную цену назначить за тот или иной товар линейки, чтобы не потерять разные группы клиентов. О том, как найти формулу нахождения такой оптимальной цены, и рассказывал на семинаре исследователь. Для одних цену нужно повысить, для других — занизить. Причем, как обратил внимание ученый, вместе с ценой искусственно занижается и качество товара для того, чтобы на него не перешел более богатый клиент.
Другой доклад Сергея Коковина был посвящен монополистической конкуренции — это тема, которая является визитной карточкой Лаборатории теории рынков и пространственной экономики. Теоретические модели в рамках этой темы активно развиваются и находятся сейчас на острие науки. Сергей рассказал о базовых принципах этих теоретических моделей.
Олигополии в том виде, в каком мы о ней рассказываем студентам на уроках микроэкономики, на рынке нет, более реалистичной представляется именно монополистическая конкуренция
Представители НИУ ВШЭ — Пермь рассказали на семинаре о некоторых текущих исследованиях Сектора эмпирического анализа рынков и компаний и о лучших методах исследования данных.
Заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь, доцент департамента экономики и финансов, руководитель сектора эмпирического анализа рынков и компаний Дмитрий Потапов сделал доклад на тему «Спрос в ритейле: опыт исследований и актуальные задачи». Дмитрий представил два исследования, посвященные выявлению закономерностей поведения покупателей в торговых сетях.
Первое исследование посвящено выявлению взаимосвязи влияния предыдущих покупок на текущий выбор. При этом сотрудникам сектора важно узнать, как влияние прошлого выбора связано c эластичностью цены и реакцией на скидки. Второе исследование призвано выявить отношение людей к смс-уведомлениям о скидках и акциях и оценить эффективность электронной коммуникации для оффлайнового бренда.
Старший преподаватель департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ — Пермь, научный сотрудник сектора эмпирического анализа рынков и компаний Евгений Ожегов сделал на семинаре несколько докладов о лучших эмпирических методах на агрегированных и индивидуальных данных.
Цель семинара — ближе познакомиться с исследованиями друг друга и обменяться опытом. Лаборатория теории рынков и пространственной экономики сильна в теоретических моделях, а исследовательская группа Games — в эмпирических. Обмен знаниями позволит двум лабораториям совместно работать над проектами. Ведь исследования, где состыковываются теория с практикой — это качественно новый уровень.
Семинар не ограничился лекциями и докладами. В один из вечеров участники семинара посетили Пермский академический театр оперы и балета, который является давним партнером группы GAMES в исследованиях по экономике культуры.
Коковин Сергей Гелиевич
Лаборатория теории рынков и пространственной экономики: Ведущий научный сотрудник