• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ярослав Кузьминов: «Мы сейчас переживаем настоящую революцию в образовании»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал об основных проблемах современного образования, о том, какую революцию оно переживает, чего не хватает современным школьникам и студентам, и почему Перми необходимо вкладываться в «достройку» культурного слоя.

Ярослав Кузьминов: «Мы сейчас переживаем настоящую революцию в образовании»

На прошлой неделе, 3 февраля, в пермскую Вышку прибыла делегация московских коллег во главе с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. После ряда совещаний с руководством, на которых обсуждались перспективы развития кампуса и встречи со студентами, ректор провел пресс-конференцию и ответил на вопросы журналистов.

О среднем образовании

Российское образование находится в целом в неплохом состоянии. По одному из мировых рейтингов наша образовательная система находится на третьем месте. До этого момента мы не поднимались выше 20. Безусловно, это лишь один из рейтингов, но в любом случае, за последнее время качество российского образования значительно улучшилось. В первую очередь, благодаря увеличению финансирования почти в три раза. Сейчас мы конкурентоспособны по нескольким параметрам: Россия входит в верхние 20% стран с наиболее длинной продолжительностью обучения. В среднем мы учимся около 16 лет, и это высокий показатель. Второй параметр — образовательные достижения. Есть несколько измерителей этого параметра, и согласно этим показателям наша младшая школа находится среди лидеров.
 
Один из измерителей качества знаний, который у нас находится на  высоком уровне, TIMSS (англ.  TIMSS — TrendsinMathematicsandScienceStudy ). Есть еще один измеритель — PISA, который говорит о том, насколько дети могут применять свои знания на практике. По этому параметру Россия обычно проигрывает, но и здесь появились позитивные тенденции. За последние три года по этому показателю мы сильно поднялись, и сейчас выше Москвы по качеству знаний стоят только Шанхай и Сингапур. Это совершенно фантастический результат.

С точки зрения глобальной эффективности школьного образования дело обстоит неплохо, но проблемы есть. Основная проблема — так называемая «проблема хвоста». Речь идет о тех школьниках, кто не осваивает школьную программу. Этот показатель у нас составляет 20-25%, для сравнения — в Финляндии, где с каждым третьим школьником работает психолог, «хвост» составляет 5%. Получается, что мы имеем десятки тысяч людей, которые не доходят до 10 класса. Нам есть над чем работать в отношении общего образования. Вторая проблема — профилизация школ. У Высшей школы экономики в Москве в структуре есть лицей. Это позволяет нам резко поднять качество обучения в старших классах. Подчеркиваю, что на это не требуется дополнительных средств, основной вопрос в кадрах. Третья проблема – линейка креативных предметов. Здесь мы сильно отстаем от Запада. Это могут быть предметы, начиная с лепки, заканчивая творческими проектами, нацеленными на работу в команде.

 
О новой грамотности

У нас сменилась форма поиска и передачи информации. Современные дети ежедневно находятся в море информации и в постоянном мониторинге. Они меньше читают, но умеют работать с огромным массивом информации. Не стоит рассчитывать, что дети будут читать книги так же, как делало это прошлое поколение. Важно, чтобы новая грамотность включала в себя знание  информационных технологий, навыки самопрезентации, знания экономики, права  на уровне старшей школы и английского языка.  Пока мы выпускаем социально неграмотных людей, которых «обувают» при заключении потребительских кредитов, при покупке и продаже квартиры, при заключении трудового договора.
 
О знании английского

Мы остаемся практически последней страной, где в ВУЗах учат иностранный язык. Стандарт школьного обучения во всем мире — один-два иностранных языка на разговорном уровне после окончания школы. Если мы этого не даем, мы значительно снижаем конкурентные шансы наших молодых граждан. Стыдно занимать университетское время изучением того, что не успели пройти в школе. Английский язык в университете должен поддерживаться тем,  что вы должны сдать экзамен преподавателю, не владеющему русским языком. К этой модели мы приблизились в Москве и в Санкт-Петербурге, и думаем, что в ближайшие несколько лет удастся воплотить аналогичную модель в Перми и в Нижнем Новгороде.

О науке

Современный рынок технологий глобален. Существует такое понятие как «фронтиры» – передовые области исследований по разным направлениям. Россия принимает участие только в 5% таких исследований, для сравнения — Франция в 10%, США в 35-40%. Даже в великой стране ты не можешь создать научно-технологическую отрасль, которая покрывала бы весь спектр возможных революций. Все равно ты будешь вынужден что-то заимствовать. 90% всей инновационной деятельности — и освоение того, что создал кто-то до тебя. Современная наука — это общемировое достояние. То, что кадры уезжают туда, где интересно, и где они могут себя реализовать — нормально, этот процесс не остановить. Можно лишь повысить шансы на участие в нем. Я сейчас говорю о создании глобально ориентированных двуязычных исследовательских университетов.
 
О мировых рейтингах лучших университетов

В 2013 году министерство образования и науки РФ запустило проект «5-100».  Перед университетами поставили задачу соответствовать современным темпам мирового развития. За три года работы проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов, пять российских ВУЗов вошли в топ-100 предметных мировых рейтингов. Это очень хороший результат. Высшая школа экономики долго не фигурировала в рейтингах из-за низких показателей по международной цитируемости, сейчас мы заняли 87 позицию мы экономике и менеджменту. Попадание в такие рейтинги означает, что университет распознается на рынке, ученых этого ВУЗа при подаче заявок на участие в конференции не отбрасывают просто так. Это значит, что ученые и студенты ВУЗа находятся в том же информационном круге, где создаются новые технологии.
 


О революции в образовании

Мы сейчас переживаем настоящую революцию в образовании. Три года назад несколько ученых из Стэнфордского университета создали новую площадку, назвав ее Coursera. Там стали появляться лекции, адаптированные для интернета с использованием  анимации, заданий, с полноценной процедурой оценки их выполнения и итоговым экзаменом.

За три года новая площадка набрала более 30 млн пользователей. В Вышке сейчас около 30 тыс. студентов, обучающихся на очной основе. При этом наши курсы слушают больше 12 млн человек по всему миру, среди которых 120 тыс. человек из США, больше 100 тыс. проживают в Европейском союзе и около 50 тыс. человек находятся в Украине. При этом каждый второй студент ВШЭ добровольно слушает онлайн-курсы других университетов параллельно со своим обучением. Если рассмотреть американские университеты, то там соотношение достигает 1/ 70.  Это дает огромные возможности повышения качества образования. Некоторые считают, что онлайн-курс хуже, чем реальный. Я скажу так — он хуже, чем реальный курс с этим же профессором.
 
Эффект от этого — огромная перестройка системы образования. Первое, что произойдет — исчезновение слабых преподавателей и слабых образовательных программ. Мы ожидаем, что в ближайшие десять лет количество слушателей онлайн-курсов совпадет с количеством студентов.  Границ больше нет. Это вызов нашей системе образования, на который надо отвечать, и колоссальная возможность для России расширить образовательно-культурное влияние.



Об экономике

Информационная повестка в СМИ сегодня кажется мне абсолютно неуместной. Большинство сообщений о курсе доллара или ценах на нефть. При этом только 30% россиян имеют сбережения. И только 10%  ездят за рубеж отдыхать или вовлечены в операции, где важен курс доллара. Давайте лучше говорить об инфляции, о развитии рынка, о том, как облегчить малому бизнесу вход на рынок.

Могу сказать, что нам удается снизить инфляцию быстрее, чем мы рассчитывали. Примерно через год в России будет другая экономическая атмосфера – кредит станет дешевле по предварительным прогнозам практически в два раза, а предприятия изменят ценовое поведение.

Борьба с инфляцией и ее ожиданием одна из самых важнейших задач сегодня. Вторая проблема российской экономики – подавленная конкуренция. Это происходит, на мой взгляд, из-за большого давления на бизнес со стороны региональных и местных властей. И я сейчас говорю не о коррупции. Бизнес, заплативший все налоги, обкладывается дополнительными обязательствами на подобие строительства церквей или ремонта школ. У нас возникает своеобразный тандем «бизнес-власть», связанный сверхнормативным и сверхналоговым давлением на бизнес. Пока наша власть не может ограничиться существующими налогами. Этот тезис легко доказать, посмотрев на победителей торгов государственных и муниципальных закупок по простейшим товарам типа песка. Почти в 100% победителем будет региональный представитель. Без конкуренции экономика развиваться не может.

О прогнозах

2017 год станет периодом экономического роста, примерный ожидаемый рост ВПП составляет 1-2%. Это хорошо, но недостаточно. Для того, чтобы нам сократить «расстояние» между Россией и Европой, показатель должен составлять от 4%. Сейчас нам следует вкладываться в отрасли глобального экспорта — в науку, образование, высокотехнологичную медицину, культурный сервис и туризм, информационные технологии. Этот блок отраслей может дать России к 2025 году экспортный доход в размере около 50-60 млрд длолларов.

О Перми

Как мне кажется, Перми нужно заниматься «достройкой» культурного слоя. Здесь богатое население с достаточно высокими культурными потребностями. Первое, во что нужно вкладываться – новые театры и галереи. Необходимо привлекать молодых креативных профессионалов их разных стран, параллельно создавая новые  места обитания, подходящие для общения. Следующий шаг — развитие университетов. Нужно строить новые кампусы рядом со зданиями университетов. В среднем, в России студент тратит около 40 минут дорогу до университета и обратно. Умножаем на шесть лет и получаем, что примерно год студент тратит только на транспорт. Студент, который «живет» в университете, имеет больше возможностей.



О «творцах» и «исполнителях»

Особенность Пермского края, как и у некоторых других регионов с развитой промышленностью, в  позиции ответственного исполнителя технических регламентов. К сожалению, у нас традиционно  принижена карьера рабочего, и это странно, ведь мы — страна победившего рабочего класса. Такое отношение стало последствием взрыва образования в 70-е годы, на фоне которого произошло повышение образовательных стандартов,  и школы начали «сбрасывать» в ПТУ тех, кто не хотел учиться.

Так наша система профессионального технического образования стала наполняться случайными людьми, а не теми, кто действительно подходит для такой работы. Исполнитель – не менее важен, чем «творец». Здесь важна ответственность, в том числе социальная, способность к детальной работе и память.

Минимум треть молодежи — сильной и талантливой, должна сознательно выбирать карьеру квалифицированного исполнителя. Сейчас такая работа хорошо оплачивается, является более устойчивой и в какой-то степени более социально полезной. Нам нужно перебороть это врожденное пренебрежение к исполнителю. В противном случае мы никогда не сможем построить нормальную экономику.

Об ориентирах

Человек должен быть ответственными и понимать, что его проблемы за него никто решать не будет. Большинство родителей пытается делать выбор за ребенка, не осознавая, что тем самым они разрушают характер. Второй важный момент  — умение создавать команду, находить в ней место и работать в группе. Для достижения успеха нам необходимо усиленно формировать в себе эти качества. В отличие от компьютерной грамотности маловероятно, что они сформируются естественным путем.