Доценты кафедры гуманитарных дисциплин стали победителями конкурса индивидуальных исследовательских проектов
20 декабря Научный фонд НИУ ВШЭ объявил победителей конкурсов индивидуальных проектов, полевых исследований и научно-учебных групп на 2017 год.
Конкурс проводится по двум номинациям ежегодно в сентябре, экспертиза осуществляется в период с октября по декабрь. С 2016 года в рамках номинации «Индивидуальный исследовательский проект» выделено приоритетное направление: «История российского образования». Выделяемые средства (грант) направляются на оплату работы руководителя и привлеченных ассистентов, на проведение полевых исследований, участие в конференциях по теме проекта с целью апробации его результатов.
Победителями конкурса индивидуальных проектов стали доценты кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ — Пермь. Тема исследования Андрея Захарова «Просопография (коллективный портрет) «царедворцев» Петровской эпохи по массовым историческим источникам». Александр Чащухин разработал проект под названием «Практики политической и профессиональной социализации в советской школе 1950-х: стратегии власти и тактики повседневности».
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин Андрей Захаров:
«План исследования, кажется, возник вполне закономерно из предыдущего мегапроекта по компьютерной публикации исторических источников, передающих московские чины так называемых «царедворцев». Это несколько «забытые» историками люди «второго плана», предки столбового дворянства, служившие воеводами, офицерами, чиновниками — всего около 4 тысяч человек. Достаточно сказать, что большинство представителей интеллектуальной и служилой российской элиты XVIII и XIX веков были их потомками. Коллективные портреты и индивидуальные биографии «царедворцев» необходимо исследовать по архивным документам, чтобы понять жизненные стратегии, модели поведения и службы российского шляхетства — нарождающегося дворянства при Петре I».
«Проект посвящен советской школе 1950-х. Огромная роль идеологии в советской системе образования общеизвестна, при этом наши представления о политизированности школы того времени обычно основываются на текстах учебников и газетных передовиц. Мы в большей степени знаем, что предписывалось преподавать на уроках истории, литературы или географии, нежели как происходила интерпретация и понимание преподаваемого материала: как преподавал учитель, как понимал материал урока ученик. Иными словами, речь пойдет о распространении и «потреблении» идеологии на уровне школ. 1950-е интересны тем, что в это время происходит не просто очередное реформирование школы — закладываются основы иной образовательной модели. Напомним, что в эту эпоху в школе учится как раз то поколение советских людей, которые через тридцать лет с относительной легкостью откажутся от реализации социалистического проекта в нашей стране».
Поздравляем коллег, желаем творческих успехов и новых достижений!