• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
НИУ ВШЭ в ПермиНовостиСеминар Games: как измерить эмоции и зачем это делать?

Семинар Games: как измерить эмоции и зачем это делать?

Можно ли измерить собственные эмоции так же просто, как пульс? Интересно ли людям увидеть график своего эмоционального состояния в течение дня? Об этом шла речь на очередном семинаре Games, где Софья Куликова выступила с презентаций проекта «Разработка прототипа портативного устройства для мониторинга эмоционального состояния в режиме реального времени».

Многочисленные медицинские исследования подтверждают, что существует тесная взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и состоянием его здоровья. Эмоциональное благополучие влияет на нашу стрессоустойчивость, на продолжительность жизни, снижает риск развития многих заболеваний.

Разработка устройства, которое могло бы оценивать наше эмоциональное состояние и как-то его характеризовать является актуальной задачей, утверждает исследователь. Мы все привыкли к тому, что нас окружают разного рода портативные устройства для мониторинга нашего здоровья: планшетные ультразвуковые сканеры, карманные электрокардиографы, глюкометры и обычные фитнес-гаджеты. Сейчас в мире более 40 миллионов пользователей таких приборов, а к концу 2019 года их ожидаемое количество достигнет порядка 110 миллионов, что отражает общую заинтересованность людей в мониторинге своего здоровья. Несмотря на разнообразие устройств, у нас нет способа охарактеризовать наше эмоциональное благополучие в режиме реального времени.

 

Наличие такого устройства позволило бы проводить своевременную диагностику эмоциональных нарушений, выявлять факторы нашего эмоционального благополучия, чтобы затем на них влиять и двигаться в сторону персонализированной медицины, разрабатывать индивидуальные практические рекомендации по улучшению нашего эмоционального благополучия — и, как следствие, общего здоровья и успешности

Куликова Софья Петровна
Научно-учебная лаборатория междисциплинарных эмпирических исследований (Пермь): Старший научный сотрудник

 

По утверждению докладчика, такое устройство могли бы использовать специалисты в сфере психологии или психиатрии для повышения эффективности своей практики, специалисты в сфере управления персоналом для выявления эмоциональных факторов, влияющих на эффективность работы. Таким прибором могли бы заинтересоваться коммерческие компании для проведения нейромаркетинговых исследований, и, конечно, им могли бы пользоваться люди для самоконтроля в повседневной жизни.

Предлагаемое решение основано на совмещении нескольких современных технологий, позволяющих анализировать регистрируемые биосигналы: электрической активности мозга (ЭЭГ), пульса и кожно-гальванической реакции. Разрабатываемое устройство также позволит определять индивидуальные факторы, влияющие на эмоциональное состояние, используя технологии айтрекинга (отслеживания глаз) и видеорегистрации окружающей обстановки. Анализ выявленных факторов позволит в дальнейшем автоматически подбирать индивидуальные рекомендации для улучшения эмоционального состояния при помощи алгоритмов машинного обучения. 

В группу разработчиков устройства входит старший научный сотрудник GAMES Софья Куликова, имеющая степень PhD Neuroscience; старший научный сотрудник Алексей Бузмаков, специалист в области Data Mining, в задачу которого входит анализ данных и разработка программного кода; научно-консультативную поддержку проекту оказывает Клэр Сенелонж, Phd Emotional Neuroscience, изъявившая желание протестировать данное устройство в своей частной врачебной практике в Лионе.

В процессе дискуссии участники семинара посоветовали докладчику уделить особое внимание практическому аспекту исследований: например, чем прибор будет полезен при работе с людьми, страдающими тяжелыми депрессиями. Также участники обсуждения обратили внимание на то, что огромный коммерческий потенциал может представлять идея трансляции собственных эмоций человека в виртуальную реальность.