• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «Есть желание готовить в пермской Вышке академических исследователей в области экономики»

«Есть желание готовить в пермской Вышке академических исследователей в области экономики»

Старший преподаватель департамента экономики и финансов, младший научный сотрудник Сектора эмпирического анализа рынков и компаний (GAMES) НИУ ВШЭ — Пермь Евгений Ожегов — один из тех, кто продвигает науку вперед. Евгений входит в кадровый резерв НИУ ВШЭ, недавно защитил кандидатскую диссертацию по экономике. Он читает для студентов Пермского кампуса НИУ ВШЭ курсы по эконометрике и микроэконометрике, теории игр, теории поведения потребителей, учит писать выпускные квалификационные работы. Кроме того, Евгений руководит студенческим клубом по эконометрике, организует работу семинаров GAMES и участвует в разработке многих научных и прикладных исследований. 

Как преподавание сочетается с исследовательской деятельностью? Должны ли быть исследования прикладными? И что вдохновляет в науке? Об этом и многом другом Евгений рассказал в интервью для сайта пермской Вышки.

— Евгений, как получилось, что Вы стали преподавателем? Вы сознательно планировали академическую карьеру еще во время обучения?

— Мне кажется, что студенты младших курсов до конца еще не осознают, чем будут заниматься в дальнейшем. На 3-м курсе университета (прим. — ПГНИУ) я начал работать в IT-компании. Но в какой-то момент понял, что мне больше нравится заниматься научными исследованиями. Конечно, в бизнесе передо мной тоже ставили интересные задачи, но они были продиктованы «сверху», кем-то другим. А когда ты изучаешь что-то интересное для самого себя – это подстегивает.

На 5-м курсе меня пригласили выступить на научном семинаре Лаборатории при нашей кафедре. На семинаре присутствовал Дмитрий Борисович Потапов (прим. — заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь). Так завязалось наше знакомство. Сферы научных интересов у нас схожи, поэтому между нами возникло сотрудничество. Позже Дмитрий Борисович предложил мне работать в Высшей школе экономики — преподавать и заниматься исследованиями. Я согласился.

— Что Вам ближе – преподавание или наука?

— Знаете, эти сферы дополняют другу друга. Когда мы решаем, кто и какие курсы будет читать, мы исходим из сферы научных интересов преподавателя. Если тебе самому интересна научная область, которую ты преподаешь, студенты это видят — и отдача будет больше. В целом, преподавание и наука — это взаимосвязанные сферы. Все, что мы знаем,  пытаемся передать студентам.

— Что входит в сферу Ваших научных интересов?

— Сейчас это исследование поведения потребителей на разных рынках. Последние три года  моим основным проектом было изучение ипотечных заемщиков. По данной теме я написал диссертацию. Но думаю, что для меня эта тема уже закрыта.

Студенты увлекают новыми сферами исследований – рынок недвижимости, рынок культурных продуктов. Этим я сейчас занимаюсь параллельно.

 

— Чем Вас привлекла тема ипотечного кредитования?

— Это произошло, можно сказать, случайно. На тот момент, когда я поступал в аспирантуру, у меня был исследовательский проект, связанный с ипотекой. Проект предполагал изучение интересных экономических эффектов на «хороших» данных. Мне было интересно это исследовать, и я начал заниматься проектом.

— Как проходила защита кандидатской диссертации? Сложно ли было?

— Скорее, сложно было выйти на защиту кандидатской диссертации. Дело в том, что есть много формальных обязательств: нужно опубликовать определенное количество статей (это занимает длительное время), нужно сдать кандидатский минимум — экзамены по английскому языку, философии и по специальности. Философия дается сложнее всего (смеется).  На написание диссертации  у меня ушел примерно год.

—  Есть ли практическое применение Вашей диссертации?

— Результаты исследования могут использовать банки, для того чтобы выстраивать дизайн ипотечных программ. Исследование проводилось на данных АИЖК — это государственная структура, которая разрабатывает ипотечные программы для незащищенных категорий заемщиков. Основной целью работы было показать, что заемщики неоднородны по своим предпочтениям. Есть категории заемщиков, которые не могут получить ипотеку в коммерческих банках. Для них необходимо разрабатывать отдельные ипотечные продукты. Это тот результат, к которому в какой-то момент пришел АИЖК. Им необходимо было эмпирическое подтверждение данной гипотезы. Мы его сделали. Моя коллега Агата Лозинская презентовала результаты оценки кредитного риска в Москве в АИЖК. В компании были довольны результатами исследования.

— Получается, что работа должна быть основана на том, что и так лежит на поверхности?

— Самое лучшее исследование – это как раз то, что подтверждает интуицию. Если исследование идет вразрез с интуицией, то придется подробно доказывать, почему мы получили такие неожиданные результаты. Если оно подтверждает имеющуюся гипотезу – значит, мы хорошо сделали свою работу. 

— По какой специальности Вы учились в аспирантуре?

— Специальность «Математические и инструментальные методы в экономике», департамент теоретической экономики (кафедра микроэкономического анализа) НИУ ВШЭ (Москва). Руководителем моей работы был заведующий кафедрой Марк Иосифович Левин.

— Помимо эконометрики Вы еще преподаете теорию игр? Чем Вас привлекла данная тема?

— Когда я пришел работать в Вышку, сюда приехали профессора Российской экономической школы и читали для преподавателей различные курсы повышения квалификации. Теорию игр читал Сергей Измалков. Теория игр изучает проблемы рационального поведения агентов, ее можно применять к большому количеству задач, например, к модели поведения субъектов – в задачах потребления.

Тогда мне это было интересно, и я разработал данный курс. Но интересы со временем меняются: от теоретических моделей я перешел больше к эмпирическим.

— Какие курсы Вы еще ведете?

 — Два года назад я начал читать микроэконометрику. В этом году с 3-го модуля читаю курс «Теория поведения потребителя». И еще веду научно-исследовательский семинар «Эмпирическая экономика». Учу студентов 3-го курса разрабатывать научные исследования.

Сейчас я развиваю линейку курсов по исследованию поведения потребителя, только начал с другой стороны – от инструментов к теоретическим основаниям.

 

— Поведение потребителя — один из предметов, который преподает доцент департамента менеджмента Юлия Папушина. Ваши научные интересы пересекаются?

— Да, например, мы с Юлией Папушиной с разных сторон исследуем Пермский театр оперы и балета.  Она изучает его со стороны  портрета зрителя – кто посещает театр и зачем. А мы со студентами сейчас изучаем спрос: как люди реагируют на ценовую политику театра в отношении разных спектаклей, как переключаются между ценовыми зонами. насколько они готовы покупать билеты на более дорогие или дешевые места, если их любимые места заканчиваются.

— Какие еще исследования Вы сейчас проводите?

— С одной из наших выпускниц проводим исследование, посвященное поведению продавцов на рынке недвижимости. Мы пытаемся показать разницу в поведении между просто продавцами и риелторами.

В работе находится исследование по экономике культуры. Его мы проводим с нашим выпускником Денисом Орловым (сейчас он учится в МИЭФ НИУ ВШЭ). Мы изучали эффективность выпуска сиквеллов в кино. Препринт уже опубликован в Journal of Cultural Economics.

Кроме того, на начальной стадии исследование по изучению спроса в микрофинансовых организациях.

— Какие у Вас планы на будущее? Писать докторскую диссертацию?

— Кандидатская диссертация была некой необходимостью, возможностью  зафиксировать текущие достижения. Следующего шага пока не требуется, нужно сосредоточиться на каких-то содержательных вещах. Помимо этого, есть задача развивать блок дисциплин по экономике в Вышке. У нас хорошо сформирован курс по финансам: со 2-го по 4-й курс в бакалавриате и магистратура. Есть желание готовить в пермской Вышке академических исследователей в области экономики. Для этого необходимо открывать магистратуру по экономике, возможно, аспирантуру.

— То есть того пула дисциплин, что есть сейчас, недостаточно?

— Понимаете, те ребята, которые обучаются на экономистов и хотят делать академическую карьеру, от нас уезжают. Те, кто хочет делать карьеру в финансах, идут в бизнес. Понятно, что для этих категорий нужно по-разному выстраивать программу.

Что вдохновляет Евгения Ожегова на новые исследования, вы узнаете очень скоро — во второй части интервью.