• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какой должна быть социальная политика?

Доцент департамента менеджмента, руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Елена Зуева выступила на втором заседании клуба «Пермский диалог-2016». На заседании обсуждались вопросы эффективности социальной политики в Пермском крае. Экспертами выступили пермские политики, ученые и общественники.

Старший научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Елена Горина представила доклад, посвященный адресности социальной поддержки.

На большом массиве данных она представила глубокий анализ проводимой за последние годы в стране социальной политики. Елена Горина отметила, что необходимость адресного подхода к поддержке бедных обсуждается в России еще со второй половины 1990-х годов. Но развитию адресных программ мешает целый ряд барьеров: неформальная занятость, субъективная бедность (она выше в 2-2,5 раза объективной), «серые» заработные платы и др. При этом совокупные расходы консолидированного бюджета РФ на социальную политику постоянно росли (в 2013 году — 22,3% от ВВП) и начали снижаться только в 2014 году.

После доклада Елены Гориной завязалась оживленная дискуссия. В обсуждении приняли участие 7 спикеров. Были высказаны разные точки зрения о том, на каком уровне находится социальная политика в Пермском крае, существует ли стратегический план реформирования системы социальной защиты и мер социальной поддержки и др. 

Елена Зуева в своем выступлении отметила, что у социальной политики 3 направления — активная (регулирование занятости и т.д.), защитная (для социально незащищенных слоев населения) и конструктивная (образование, здравоохранение, культура). При этом на Западе они четко разделены, а в России происходит смешение направлений. «Нам необходимо сочетать краткосрочную политику, то есть «заливание огня», и долгосрочные меры, чтобы выйти на конструктив в условиях трансформационного кризиса (перехода от сырьевой модели экономики к другому технологическому уровню). Сейчас есть возможность заложить какие-то драйверы», — отметила Елена Львовна.

Она рассказала об успешно реализуемых образовательных драйверах с позиции адресности в Прикамье. Во-первых, это совместный проект краевого Министерства образования и науки и НИУ ВШЭ — Пермь «Одаренные дети». Он позволяет оказывать поддержку детям из социально незащищенных слоев населения. Во-вторых, так называемая «губернаторская стипендия» дает возможность обучения в пермских вузах ребятам из отдаленных территорий.

Елена Зуева отметила, что проблемной остается ситуация с детьми-инвалидами: «Сейчас они для общества являются обузой, но в перспективе могут перейти в активное трудовое население, если сейчас им будет оказана масштабная поддержка, если в них будут вкладываться». 

Отметим, что клуб «Пермский диалог» — дискуссионная площадка для обмена мнениями по социально-экономической и общественно-политической региональной проблематике.